Присутствие Аллаха рядом с творениями — это один из тех божественных атрибутов, которыми Аллах охарактеризовал Себя во многих коранических аятах и которыми Его охарактеризовал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. По этому поводу мы утверждаем следующее:
1. Присутствие Аллаха рядом с творениями подтверждается Кораном, Сунной и единым мнением праведных предшественников.
Всевышний сказал: «Он с вами, где бы вы ни были» (сура 57 «Железо», аят 4)
;
«Поистине, Аллах с богобоязненными и теми, кто делает наилучшее» (сура 16 «Пчёлы», аят 128)
.
Отправляя Мусу и Харуна к Фараону, Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу» (сура 20 «Та ха», аят 46)
.
Говоря о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний сказал: «Если вы не поможете [Мухаммаду], то ведь Аллах уже помог ему, когда неверующие изгнали их двоих; когда они были в пещере, он сказал своему спутнику: “Не печалься, поистине, с нами Аллах”» (сура 9 «Покаяние», аят 40)
.
А сам Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая вера — это осознание того, что Аллах рядом с тобой, где бы ты ни был». Шейхульислам Ибн Таймийя назвал этот хадис хорошим в трактате «аль-‘Акида аль-васитийя» (Васитийское вероучение), но некоторые улемы сочли его слабым.
Тем не менее перечисленные выше слова Аллаха о том, что Он присутствует рядом с творениями, однозначно свидетельствуют о правильности подобных воззрений. Кроме того, все праведные предшественники были единодушны в том, что Аллах присутствует рядом с Его творениями.
2. Аллах присутствует рядом с творениями на самом деле, но так, как это приличествует Его величию, и Его присутствие рядом с нами не похоже на присутствие одного творения рядом с другим.
Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11)
;
«Знаешь ли ты подобного Ему?» (сура 19 «Марьям», аят 65)
;
«Он не рождает и не был рождён, и нет никого, равного Ему» (сура 112 «Очищение веры», аяты 3-4)
.
Это относится ко всем божественным качествам, о которых упоминается в священных текстах. Все они соответствуют Его величию и не похожи на качества Его творений.
Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: «Приверженцы Сунны единодушны в необходимости веры в божественные качества, упомянутые в Коране и Сунне. Их необходимо признавать и понимать в прямом, а не переносном смысле. Однако им нельзя придавать форму и их нельзя ограничивать определёнными рамками» (Маджму‘ аль-фатава 5/87).
Ибн Таймийя в трактате «аль-Фатва аль-хамавийя» (Хамавийская фетва) пишет: «Никто не должен думать, что одна часть откровения может противоречить другой. Кто-то может сказать, что Коран и Сунна утверждают о том, что Аллах находится над Троном и что эти утверждения противоречат очевидному смыслу высказывания Всевышнего «Он с вами, где бы вы ни были» (сура 57 «Железо», аят 4)
и хадису «Когда любой из вас встает на молитву, Аллах оказывается перед его лицом» (аль-Бухари 406; Муслим 547) и т. д.
Но это ошибка, потому что Аллах действительно присутствует рядом с нами и действительно находится над Троном, и оба эти утверждения совмещаются в словах Всевышнего: «Он сотворил небеса и землю за шесть дней, а потом возвысился на Троне. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из неё, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит всё, что вы совершаете» (сура 57 «Железо», аят 4)
.
Аллах сообщил, что Он находится над Троном, но ведает обо всем происходящем, и поэтому повсюду присутствует рядом с нами. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также говорил, что Аллах находится над Троном и ведает обо всём, что вы делаете (Ахмад 1/206; Абу Давуд 4723; ат-Тирмизи 3320; Ибн Маджа 193; иснад хадиса слабый).
Если арабский предлог مَع (вместе с) используется в широком смысле, то он обозначает сочетание вещей, но не подразумевает их соприкосновения или близости справа и слева. Если даже он связан с определёнными обстоятельствами, он всё равно обозначает сочетание вещей при этих обстоятельствах, и поэтому мы говорим, что луна или звезды путешествовали с нами. Мы также говорим, что наша поклажа с нами, потому что она доступна нам, и это утверждение справедливо, даже если она находится над нашей головой. Что же касается Аллаха, то Он действительно присутствует рядом с творениями и действительно находится над Троном» (Маджму‘ аль-фатава 5/102-103).
3. Присутствие Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах объемлет Свои творения знанием, могуществом, слухом, зрением, владычеством, властью и другими качествами, выражающими Его господство (рубубийя).
При этом общее присутствие Аллаха рядом с творениями не ограничивается конкретным лицом или группой лиц, как сказал об этом Всевышний: «Он с вами, где бы вы ни были» (сура 57 «Железо», аят 4)
;
«Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвёртым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше — Он всегда с ними, где бы они ни были» (сура 58 «Препирающаяся», аят 7)
.
Если же речь идет о присутствии Аллаха рядом с конкретным лицом или группой лиц, обладающих каким-либо качеством, то имеется в виду божественная помощь, поддержка, руководство и исправление.
О присутствии Аллаха рядом с конкретными лицами говорится в Его словах, обращённых к Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу» (сура 20 «Та ха», аят 46)
. А говоря о Пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний сказал: «Он сказал своему спутнику: “Не печалься, поистине, с нами Аллах”» (сура 9 «Покаяние», аят 40)
.
О присутствии Аллаха рядом с людьми, обладающими определёнными качествами, говорится в Его словах: «Терпите, ибо Аллах – с терпеливыми» (сура 8 «Военная добыча», аят 46)
. И похожих аятов в Коране много.
Ибн Таймийя пишет: «Смысл присутствия Аллаха рядом с творениями меняется в зависимости от контекста. Всевышний сказал: «Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из неё, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит всё, что вы совершаете» (сура 57 «Железо», аят 4)
. Из контекста явно видно, что смысл присутствия Аллаха рядом с творениями заключается в том, что Аллах видит людей, наблюдает за ними, заботится и ведает о них. Аллах присутствует рядом с творениями своим знанием, и этого мнения придерживались праведные предшественники. В этом и состоит очевидный и подлинный смысл этого аята. <…> Находясь в пещере, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал своему спутнику: “Не печалься, поистине, с нами Аллах” (сура 9 «Покаяние», аят 40)
. Очевидный смысл этих слов был истинным, и в сложившихся обстоятельствах присутствие Аллаха выражалось в Его всеобъемлющем знании, помощи и поддержке. То же относится к словам Всевышнего: “Поистине, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто делает наилучшее” (сура 16 «Пчёлы», аят 128)
. То же самое также можно отнести к словам, с которыми Аллах обратился к Мусе и Харуну: “Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу” (сура 20 «Та ха», аят 46)
. Очевидный смысл присутствия Аллаха рядом с творениями в этих аятах заключается в божественной помощи и поддержке. <…> Таким образом, смысл присутствия Аллаха рядом с творениями отличается от вытекающих из него выводов. Эти выводы зависят от смысла откровений и различаются в зависимости от обстоятельств» (Маджму‘ аль-фатава 5/103).
Мухаммад Ибн аль-Маусыли, пересказывая слова Ибн аль-Каййима, пишет: «Арабский предлог مَع (вместе с) обозначает сочетание вещей или их совпадение по определённым признакам. При различных обстоятельствах вещи могут сочетаться различным образом, и последствия этого в каждом конкретном случае будут различными. Если говорят, что Аллах вообще присутствует рядом с творениями, то под этим подразумевается всеобъемлющее знание, могущество и власть Аллаха. Если же речь идет о частном присутствии Аллаха рядом с творениями, которое упоминается в аяте “Поистине, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто делает наилучшее” (сура 16 «Пчёлы», аят 128)
, то под этим подразумевается Божья помощь и поддержка. Таким образом, присутствие Аллаха рядом с творениями бывает двух видов: общее и частное. Коран подтверждает оба вида этого присутствия, и соответствующие откровения отличаются не только лексически, но и по смыслу» (Исти‘джаль ас-сава‘ик, с. 409).
Ибн Раджаб в комментарии к 29-му хадису из сборника «аль-Арба‘ун ан-нававийя» (Сорок хадисов ан-Навави) отметил, что частное присутствие Аллаха рядом с творениями подразумевает Его помощь, поддержку и заботу, тогда как общее присутствие подразумевает то, что Аллах ведает о Своих творениях, знает о них и наблюдает за их деяниями.
Ибн Касир в толковании аята о присутствии Аллаха рядом с творениями из суры «Препирающаяся» пишет: «По этой причине многие богословы утверждали, что улемы единодушны в том, что Аллах присутствует рядом с творениями Своим знанием. Вне всякого сомнения, именно таков смысл этого аята. Однако наряду с этим Аллах объемлет Свои творения слухом и зрением. Он наблюдает за Своими творениями, и ничто о них не сокрыто от Него».
4. Присутствие Аллаха рядом с творениями не означает того, что Аллах находится среди них и разделяет с ними пространство. Между этими утверждениями нет никакой связи, потому что нахождение Великого и Могучего Аллаха среди творений Своей божественной сущностью невозможно. А высказывания Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, не могут быть неправильными или обозначать невозможное.
Ибн Таймийя пишет: «Откровения о том, что Аллах присутствует рядом с нами, не означают того, что Он находится среди творений. Арабский язык не обязывает нас делать именно такой вывод. Луна, будучи одним из знамений Всевышнего Аллаха и сравнительно небольшим среди Его творений, находится на небесах, но мы говорим, что луна рядом с путешественниками или людьми вообще, где бы они ни находились» (Аль-Харрас. Шарх аль-‘Акида аль-васитийя, с. 115).
Только пантеисты из числа ранних джахмитов и им подобных говорят, что божественная сущность Аллаха находится повсюду. Аллах превыше того, что они приписывают Ему. Воистину, они говорят ужасную ложь.
Праведные предшественники и улемы, которым привелось столкнуться с подобной ересью, опровергали эти взгляды, подразумевающие наличие у Аллаха недостатков и противоречащие Его высокому положению над творениями.
Как может человек говорить, что божественная сущность Всевышнего присутствует повсюду и что Он находится среди Своих творений, если «Его престол объемлет небеса и землю» (сура 2 «Корова», аят 255)
и «вся земля в День воскресения будет всего лишь пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его десницей» (сура 39 «Толпы», аят 67)
?!
5. Присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями не противоречит тому, что Аллах находится над Своими творениями и возвысился на Троне. В священных текстах утверждается, что сущность и качества Аллаха возвышены. Всевышний сказал: «Он — Возвышенный, Великий» (сура 2 «Корова», аят 255)
;
«Славь имя Господа твоего Всевышнего» (сура 87 «Всевышний», аят 1)
;
«Скверны примеры тех, кто не верует в последнюю жизнь, а Аллах превыше любых сравнений, и Он — Могущественный, Мудрый» (сура 16 «Пчёлы», аят 60)
.
Высокое положение Аллаха подтверждается текстами из Корана и Сунны, единым мнением мусульманских улемов, логическими аргументами и человеческим естеством (фитра).
Что касается доказательств из Корана и Сунны, то их настолько много, что всех их не счесть. Всевышний сказал: «Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Великий» (сура 40 «Прощающий», аят 12)
;
«Он — Властвующий над Своими рабами» (сура 6 «Скот», аят 18)
;
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас, когда она колеблется? Или вы уверены, что Тот, Кто на небе, не нашлёт на вас каменный дождь? Вы узнаете, каково Моё предостережение» (сура 67 «Власть», аяты 16-17)
;
«Ангелы и дух восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» (сура 70 «Ступени», аят 4)
;
«Скажи: “Святой дух спустил [Коран] от твоего Господа”» (сура 16 «Пчёлы», аят 102)
. На эту тему есть и много других аятов.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Неужели вы не доверяете мне, которому доверяет Тот, Кто на небе?» (аль-Бухари 3344; Муслим 1064).
Он же сказал: «Трон находится над водой, а Аллах находится над Троном» (Ахмад 1/206; Абу Давуд 4723; ат-Тирмизи 3320; Ибн Маджа 193; слабый хадис).
Во время проповеди в день Арафы, когда люди засвидетельствовали, что он донёс послание, выполнил миссию и дал самые искренние наставления, он показал рукой на небо и сказал: «Аллахумма, будь же свидетелем» (Муслим 1218; Абу Давуд 2/1905; Ибн Маджа 2/3074).
А когда на вопрос о том, где находится Аллах, рабыня сказала, что Аллах находится на небе, он согласился с этим и сказал её хозяину: «Отпусти её, потому что она верующая» (Муслим 537; Абу Давуд 1/930; ан-Насаи 3/14-16). На эту тему есть и много других хадисов.
Что касается единого мнения улемов, то праведные предшественники были единодушны в необходимости веры в высокое положение Всевышнего Аллаха, о чём сообщили многие учёные.
Что касается логических доводов, то здравый смысл подсказывает нам, что высокое положение — это качество совершенства, а низкое положение — это недостаток, а Всевышний Аллах обладает только качествами совершенства и лишён недостатков.
Что же касается нашего естества, то во время мольбы каждый чувствует, как его душа устремляется в небеса, и для этого человеку не надо изучать писание или посещать занятия.
Высокое положение Всевышнего Аллаха, которое подтверждается этими неопровержимыми доводами, совершенно не противоречит тому, что Аллах присутствует рядом с творениями. Объяснить это можно разными способами.
Во-первых, Всевышний Аллах поведал об этом в Своём ясном писании, между аятами которого нет противоречий. Если бы они противоречили друг другу, то Аллах не ниспослал бы их в Своём писании. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, они нашли бы в нём много противоречий» (сура 4 «Женщины», аят 82)
.
Во-вторых, даже творения могут находиться высоко в небе, но в то же время присутствовать рядом. Мы говорим, что луна путешествовала вместе с нами, и такое выражение не считается противоречивым, хотя всем ясно, что люди путешествуют по земле, а луна — по небу. Если такое возможно в отношении творений, почему этого нельзя сказать о Творце, Который объемлет всё сущее?
Комментируя высказывание Ибн Таймийи о присутствии луны рядом с путешественником, шейх Мухаммад Халиль аль-Харрас пишет: «Он привёл в пример луну, которая находится на небе, но в то же время присутствует рядом с путешественником или людьми вообще, где бы они ни были. Если такое возможно в отношении луны, сравнительно небольшого творения Всевышнего, то почему это не может быть возможно в отношении Проницательного и Всеведущего Господа, объемлющего творения знанием и могуществом?
Аллах наблюдает за Своими рабами, слышит и видит их, ведает об их секретах и тайных беседах. Более того, вся Вселенная вместе с небесами и землей, от Трона до поверхности земли, распростерта перед Ним и подобна лощинному ореху в руке человека. Разве Тот, Кто обладает такими качествами, не может присутствовать рядом со Своими творениями, будучи при этом высоко над ними, над Троном?» (Шарх аль-‘Акида аль-васитийя, с. 115).
В-третьих, даже если бы творения не могли присутствовать рядом и в то же время находиться очень далеко, это не означало бы того, что Творец не может обладать такими качествами, ибо Он не похож на Свои творения. «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (сура 42 «Совет», аят 11)
.
Ибн Таймийя в трактате «аль-‘Акида аль-васитийя» пишет: «Коранические аяты и хадисы, в которых упоминается о близости Аллаха и Его присутствии рядом с творениями, не противоречат высокому положению Аллаха, потому что ни одно божественное качество не похоже на качества творений. Он Возвышенный, но в то же время Он близок. Он Близкий, но в то же время Он находится очень высоко» (Маджму‘ аль-фатава 3/143).
В заключении коротко сформулирую основные положения этого вопроса.
Во-первых, присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями подтверждается Кораном, Сунной и единым мнением праведных предшественников.
Во-вторых, Аллах действительно присутствует рядом с творениями так, как это приличествует Его величию и совершенству, и это не похоже на присутствие одного творения рядом с другим.
В-третьих, присутствие Аллаха рядом с творениями означает, что Аллах объемлет их Своим знанием, могуществом, слухом, зрением, властью и господством.
В-четвертых, это абсолютно не означает того, что Всевышний Аллах находится среди творений и разделяет с ними пространство.
В-пятых, если мы поняли смысл сказанного выше, то нам должно быть ясно, что присутствие Всевышнего Аллаха рядом с творениями не противоречит тому, что божественная сущность Его находится на небесах, над Троном.
Пречист Аллах и хвала Ему! Мы не в состоянии восхвалить Его надлежащим образом, и только Он способен на это. Мир и благословение рабу и посланнику Аллаха Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам!
Перевод с арабского
Из саудовского еженедельника «Даават»