Знай, что некоторые виды показухи хуже, чем другие, так как они делятся на степени.
Самая худшая и скверная степень — это когда человек вообще не желает награды от Аллаха за своё поклонение, как тот, кто совершает молитву при людях и не совершает её, когда остаётся один.
Вторая степень — это когда человек занимается показухой, но хочет получить награду, только очень слабо, так что если он остаётся один, то не совершает этот поступок. Эта степень близка к первой, и обе они ненавистны Всевышнему Аллаху.
Третья степень — это когда человек совершает поклонение ради похвальбы и награды в одинаковой мере, так что если одно из них отделится от другого, то он лишится мотивации. Он совершает в одинаковой мере порочный и праведный поступок и не спасается от греха.
Четвертая степень — это когда взоры людей на человека усиливают его усердие, но он не оставляет поклонение, даже если никто не смотрит на него. Такой человек будет вознагражден за свое правильное намерение и будет наказан за свое порочное намерение. Нечто похожее на это — когда показуха затрагивает отдельные стороны поклонения, но не его основу, например, когда человек совершает молитву, не намереваясь удлинять чтение Корана, поясной и земной поклоны, но если люди смотрят на него, то он улучшает свою молитву. Это тоже одна из форм запрещённой показухи, потому что она подразумевает возвеличивание творений, но это менее тяжкая форма по сравнению с показухой в основе поклонения.
* * *
Знай и то, что показуха бывает явной и скрытой. Явная показуха мотивирует и напрямую побуждает к деянию. Чуть менее очевидна показуха, которая сама по себе не побуждает к деянию, но уменьшает деяние, которое человек совершал ради Всевышнего Аллаха. Например, если человек имеет обыкновение каждую ночь совершать тахаджуд, но делает это с трудом, а когда у него ночует гость, то он встает на молитву легко и энергично.
Ещё более скрытной является показуха, которая не влияет на поступок и не облегчает его, но всё же скрывается в сердце. Поскольку она не влияет на мотивацию человека, распознать её можно только по некоторым признакам. Самый очевидный из них — когда человек радуется тому, что люди узнают о его поклонении. Бывает так, что раб совершает деяние искренне ради Аллаха и не помышляет о показухе; более того, она ненавистна ему, и он завершает своё деяние в таком состоянии, но если люди узнают об этом, то это доставляет ему радость и удовольствие и облегчает ему поклонение. Эта самая радость и указывает на скрытую показуху; она порождает эту радость. Если бы сердце не обращало внимания на людей, то человек не радовался бы тому, что люди узнали о его поступке. А значит, показуха прячется в его сердце, как огонь прячется в камне, и когда о его деяниях становится известно людям, она вызывает радость и удовольствие, и человек не питает неприязни к этим ощущениям и, может быть, даже слегка старается, чтобы на него обратили внимание, но делает это не прямо, а намеками. А иногда показуха скрывается так, что человек не говорит о ней ни прямо, ни намеками, но выдает её своим видом, демонстрируя изможденность, бледность, слабость голоса, высыхание губ, следы слез и сонливость, свидетельствующие о длительном бдении по ночам.
Ещё более скрытная показуха — это когда человек скрывает свое поклонение, не желая, чтобы люди видели его, но вместе с тем ему нравится, когда люди при встрече с ним первыми приветствуют его, принимают его с радушием и почтением, стараются удовлетворить его нужды, относятся к нему великодушно и уступают ему место, а если кто-либо недостаточно учтив к нему, то это тяготит его, словно его душа требует уважения за поклонение, которое он скрывает от людей.
Таким образом, если отношения человека с людьми разнятся в зависимости от того, совершает он поклонение или нет, то это указывает на скрытую примесь показухи, и все подобное, вероятнее всего, уменьшает награду, и избавиться от такой показухи удаётся только правдивым.
Передают со слов Вахба ибн Мунаббиха, что один из богомольцев сказал своим товарищам: «Мы отказались от богатства и детей, опасаясь того, что преступим меру, и мы боимся, что в нашем деле мы переступаем меру больше, чем богачи из-за своего богатства. Когда нас встречают, мы хотим, чтобы нам оказывали почтение из-за нашей набожности. Когда мы в чем-то нуждаемся, мы хотим, чтобы наши нужды удовлетворялись из-за нашей набожности. Когда мы покупаем что-либо, то желаем, чтобы нам сделали скидку из-за нашей набожности». Эти слова дошли до их правителя, и тот приехал к ним со своей свитой. Вся равнина и холмы были заполнены людьми. Тогда богомолец спросил: «Что случилось?» Ему сказали: «Это приехал правитель». Он попросил своего товарища принести ему еду, и тот принес ему овощи, изюм и семена. Он набрал в рот еды и начал жадно жевать. Правитель спросил: «Где ваш товарищ?» Люди ответили: «Вот он». Правитель спросил его: «Как ты?» Он ответил: «Как все остальные люди». Тогда правитель сказал: «В нем нет блага», — и ушел. А богомолец сказал: «Хвала Аллаху, Который увел его от меня порицающим».
Искренние верующие всегда боялись скрытой показухи, старались вводить людей в заблуждение на счет своих праведных деяний и стремились скрыть их больше, чем люди стремятся скрывать свои скверные дела. Они поступали в надежде на то, что их деяния будут искренними и Аллах вознаградит их в День воскресения за их искренность.
Примесей скрытой показухи так много, что всех их не сосчитать. Если человек осознает, что между его поклонением, на которое смотрят люди, и тем, на которое не смотрят люди, есть разница, то в нем есть частичка показухи. Однако не все примеси показухи лишают награды и делают недействительным благодеяние, и этот вопрос нуждается в более детальном рассмотрение.
Кто-то может спросить: «Как вы думаете, всегда ли радость от того, что люди узнают о твоем поклонении, заслуживает порицания?»
Ответ будет таким: радость может быть похвальной и порицаемой. Она заслуживает похвалы, если человек намеревается скрыть своё поклонение и искренность ради Аллаха, но когда люди узнают об этом, он знает, что это Всевышний Аллах позволил им увидеть и показал им его прекрасное состояние. Поэтому он радуется той милости, которую Аллах оказал ему, Его вниманию и доброте по отношению к нему. Ведь он скрывал и свое поклонение, и свои грехи, а Аллах обнаружил его поклонение и скрыл его грехи. Нет большей доброты, чем сокрытие скверного и выявление прекрасного, и он радуется именно этому, а не похвале людей или тому, что он занял место в их сердцах. Потому как Аллах обнаружил его прекрасные дела и скрыл его скверные дела в этом мире, он также надеется на то, что Аллах так же поступит с ним в последней жизни. Об этом говорится в хадисе [‘Али ибн Абу Талиба о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек совершил грех в этом мире и Аллах покрыл его и простил, то Аллах по щедрости Своей не станет возвращаться к тому, что Он уже простил» (Ахмад 775; ат-Тирмизи 2626; Ибн Маджа 2604)].
Но если человек радуется тому, что люди видят его, потому что это увеличивает его вес в их глазах и они начинают расхваливать его, оказывать ему почтение и удовлетворять его нужды, то это порицаемая радость.
Кто-то может спросить: «Тогда как понимать хадис Абу Хурайры о том, что некий мужчина сказал: «О Посланник Аллаха, человек совершает деяние и скрывает его, а когда это становится известным, то это нравится ему», и он ответил: «Он получает двойную награду: награду за сокрытие и награду за обнаружение»?»
Ответ будет таким: это слабый хадис. Его передал ат-Тирмизи (2385), и некоторые ученые объясняли его тем, что похвала людей может нравиться человеку из-за слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Вы свидетели Аллаха на этой земле» (аль-Бухари 1301; Муслим 949).
Муслим (2641) также приводит рассказ Абу Зарра о том, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «О Посланник Аллаха, что ты скажешь о человеке, совершающем доброе дело, за которое его хвалят люди?» Он сказал: «Это благая весть для верующего в этом мире».
Но если человеку нравится, что люди узнают о его благих делах и оказывают ему из-за этого почет, то это показуха.
* * *
Желание выставить свой поступок напоказ возникает либо после того, как человек завершил обряд поклонения, либо до того.
Если после совершения поклонения он испытывает радость от того, что люди увидели его, хотя он не выставлял свой поступок напоказ, то его поступок не становится недействительным, потому что он завершил его искренне и не склонялся к тому, что ощутил после этого, особенно если он сам не раскрывал свой поступок и не рассказывал о нем. Но если он рассказывает о своем поступке и раскрывает его после его завершения, то это опасно. Вероятнее всего, во время совершения деяния у него в сердце уже было что-то от показухи. И если даже он спасся от показухи, то его награда все равно будет уменьшена, потому что между деянием, совершенным втайне, и тем, что совершено прилюдно, семьдесят ступеней.
Если же показуха смешивается с намерением до завершения поклонения, например, во время молитвы, к которой человек приступил искренне, то простая радость [от того, что люди увидели его молящимся,] не влияет на его деяние, но это чувство побуждает его к действию, например, если из-за этого он удлиняет молитву, чтобы люди обратили на него внимание, то он лишается награды.
Но если показуха смешивается с поклонением с самого начала, например, если человек начинает молиться напоказ другим, то если он завершает свою молитву с таким же намерением, то она не будет засчитана, а если он раскается во время молитвы, то ему следует начать её заново. А Аллах знает лучше.
Из книги «Путь устремлённых: краткое изложение» Ибн Кудамы аль-Макдиси
Перевёл Анар Самедов