Знай, что среди пороков, нарушающих искренность, есть очевидные и скрытые. Некоторые из них незначительные, несмотря на свою очевидность, а некоторые сильные, несмотря на свою скрытость, и понять, в какой степени одни из них скрыты, а другие очевидны, можно только на примерах. Самое очевидное из того, что нарушает искренность, — это показуха, и мы приведем пример, связанный с ней.

Шайтан пытается навредить молящемуся, каким бы искренним он ни был в своей молитве, и когда люди смотрят на него или кто-то заходит к нему, он говорит ему: «Совершай молитву так красиво, чтобы присутствующие смотрели на тебя с почтением, и считали тебя праведным, и не насмехались над тобой, и не злословили за тобой». И тогда он смиряется всем телом, не совершает лишних движений и старается украсить свою молитву. Это очевидная показуха, и эта степень не является скрытой даже для начинающих мюридов.

Вторая степень — это когда мюрид осознает этот порок и остерегается его. Он не подчиняется шайтану в этом, не внимает его наущениям и продолжает совершать молитву так, как молился до этого. Тогда шайтан приходит к нему как доброжелатель и говорит: «За тобой следуют, с тебя берут пример, и на тебя смотрят. Люди говорят о твоих поступках и подражают тебе. Если ты поступишь правильно, то получишь награду и за их деяния, а если поступишь плохо, то на тебя лягут и их грехи. Поэтому укрась свое деяние перед ними, возможно, они обучатся у тебя смирению и красивому поклонению».

Это [наущение] незаметнее первого, и тот, кто не обманывается на первое, может обмануться на него, и это тоже самая обычная показуха, разрушающая искренность. Ведь если этот человек считает смиренность и красивое поклонение благом и не желает, чтобы его лишались другие люди, то почему он не желает этого блага себе, оставаясь наедине с самим собой?! Чужая душа не может быть дороже, чем своя собственная. А значит, это — чистейшая ложь. Люди берут пример с того, кто честен с собой и у кого светлое сердце, и его свет распространяется на других, и он получает за это награду. А такое [поведение] — самое настоящее притворство и ложь, и тот, кто последует примеру этого человека, будет вознагражден, а сам он будет спрошен за свою ложь и наказан за проявление качеств, которые не присущи ему.

Третья степень ещё менее приметна, чем предыдущие, и проявляется она, когда раб следит за собой, замечает козни шайтана и знает, что несоответствие между его состоянием в одиночестве и при людях является чистой показухой и что искренность — это когда молитва в одиночестве ничем не отличается от молитвы среди людей. Стыдясь себя и своего Господа, он не желает показывать Его творениям не свойственную ему излишнюю смиренность в молитве, и он украшает свою молитву в одиночестве так, как он хотел бы помолиться среди людей, и находясь среди людей, он совершает молитву так же. И это тоже скрытая форма показухи, ибо этот человек украшает свою молитву в одиночестве для того, чтобы красиво совершать её среди людей. Между его молитвами нет разницы, но в обоих случаях его внимание обращено к людям, а искренность требует того, чтобы для человека не было разницы, животные видят его молящимся или люди. Этот человек не позволяет себе плохо совершать молитву перед людьми, а потом стыдиться того, что поступает притворно, и думает, что этого можно избежать, совершая молитву наедине так же, как он совершает её среди людей. Но это не так. Избежать показухи можно, только если он не будет обращать внимания на людей так же, как он не обращает внимания на неодушевленные предметы и в одиночестве, и среди людей. А этот человек и в одиночестве, и в обществе думает о людях, и это — одна из скрытых козней шайтана.

Четвертая степень ещё менее приметна, чем предыдущие. Это когда люди смотрят на совершающего молитву, и шайтан не может сказать ему: «Выставляй свою смиренность напоказ людям», потому что он знает, что этот человек раскусил его. Поэтому шайтан говорит ему: «Подумай о величии Всевышнего Аллаха и о том, кто ты и перед кем стоишь, и постыдись того, что Аллах взглянет на твоё сердце, когда оно будет беспечно к Нему». И тогда этот человек собирается мыслями и смиряется всем телом, и он полагает, что это и есть искренность, хотя это — самое что ни на есть ухищрение и обман. Если бы причиной его смиренности были мысли о величии Аллаха, то они посещали бы его и когда он один, а не только когда он молится в присутствии людей.

Говорить об отсутствии этого порока можно, когда такие мысли приходят в голову и в уединении, и в обществе людей и чьё-либо присутствие не становится причиной таких мыслей, равно как и присутствие животного не может стать их причиной. И пока состояние человека различается, когда он ощущает на себе взгляд людей и когда на него смотрят животные, его искренность не является безупречной, и его нутро запачкано скрытым многобожием — показухой. Заметить этот вид многобожия в сердце потомков Адама труднее, чем движение чёрного муравья на твёрдой скале в тёмную ночь, как об этом сообщается в одном из преданий.

Спастись от шайтана может только тот, кто проявляет бдительность и удостаивается защиты, помощи и руководства Всевышнего Аллаха. А иначе шайтан не отстаёт от тех, кто посвящает себя поклонению Аллаху, и ни на мгновение не забывает о них, чтобы подмешать показуху в каждый их поступок, даже в нанесении сурьмы на глаза, подстригание усов, умащение благовониями в пятницу и ношение нарядов. Все эти поступки в определённое время желательны, но в то же время душа имеет скрытое влечение к ним, потому что они привлекают чужое внимание и доставляют радость самому человеку. Шайтан призывает его совершать их и говорит: «Это сунны, которые не следует оставлять». Между тем в глубине его души желание исполнить их рождается от этой скрытой страсти или смешано с ней так, что по этой причине человек перестаёт быть искренним.

Человек не будет искренним, пока не избавится от всех этих пороков. Например, если кто-либо уединяется для поклонения в красивой и чистой мечети, к которой он чувствует влечение, то шайтан обольщает его ею и часто напоминает о достоинстве уединения в мечети, хотя скрытой мотивацией этого человека становится его влечение к прекрасному виду этой мечети и покою, который он ощущает в ней. Это становится ясно, если из двух мечетей или мест он отдает предпочтение более красивому. Все это есть смешение недостатков человеческой природы и прочерни души, которое разрушает искренность в её основе. Клянусь, даже у примесей, которые добавляют к чистому золоту, есть разные степени. Иногда их больше, иногда — меньше, но при этом их легко выявить, а иной раз их настолько мало, что распознать их может только хороший ювелир. Ещё менее разборчивы и заметны фальшь сердца, зловредность шайтана и порочность души.

Именно поэтому говорят, что два раката, совершенные учёным, превосходят поклонение невежды в течение года. Имеется в виду учёный, способный распознать малейшие недостатки деяний и избежать их. Что же касается невежды, то он смотрит на внешнюю сторону поклонения и обольщается ею так же, как простой люд обольщается краснотой и округлостью позолоченного динара, хотя на самом деле он фальшивый. Один карат чистого золота, которое признает хороший ювелир, лучше целого динара, которым удовлетворяется неопытный глупец. Поклонение людей так же отличается одно от другого, даже ещё больше, потому что невозможно учесть и сосчитать все источники пороков, которые поражают различные деяния. Упомянутого примера достаточно, чтобы извлечь из него пользу. Разумному человеку достаточно малого, а глупому сколько ни говори, все равно не поймёт, и поэтому можно обойтись и без дополнительных подробностей.

Из книги «Воскрешение наук о вере» Абу Хамида аль-Газали

Перевёл Анар Самедов