30 зуль-каады 489 года от Хиджры (19 (25) ноября 1096) года в местечке Алкорас близ Уэски произошло сражение между войсками арагонского короля Педро I и эмира Сарагосы Ахмада аль-Мустаина. Имея численное преимущество, мусульмане потерпели поражение, что обескуражило защитников Уэски, которые на протяжении нескольких месяцев держали осаду. Через три дня город сдался арагонцам, и Педро сделал его своей столицей.

После потери Барбастро король Арагона Санчо Рамирес не прекратил попыток расширить свои владения за счёт мусульманских земель. Более того, при нём сарагосцы впервые ощутили на себе серьёзность угрозы, которая начала исходить от небольшого королевства в Пиренейских горах. В 1081 году Санчо впервые совершил рейд к столице тайфы, после чего арагонцы регулярно опустошали окрестности Сарагосы, Уэски и Лериды. Для защиты и обеспечения своих войск в 1086 году он начал строительство крепостей Кастельяр у подножия Пиренейских гор, в тринадцати милях от Сарагосы и прямо на левом берегу Эбро, и Монтеарагон, всего в пяти милях восточнее Уэски.

Несмотря на это, Санчо понимал, что одному ему будет трудно одолеть мусульман и что будущее Арагона зависит от поддержки других государств Европы. Поэтому в 1068 году он посетил Рим и признал себя вассалом папы Александра II. В тот период Папский Престол стремился расширить влияние Церкви и освободить её от зависимости от светских правителей. Центром возрождения монашества стало аббатство Клюни, соблюдавшее строгий бенедиктинский устав и принимавшее под свою юрисдикцию другие монастыри. Клюнийские монахи, отличавшиеся набожностью и знаниями, пользовались любовью народа и уважением магнатов. Они же проповедовали идею священной войны против мусульман, обещая благоверным воинам богатства и отпущение грехов.

barbastro1200x800

В Арагоне главным центром клюнийцев стал монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья (юго-западнее города Хака). Под их руководством в Арагоне, а затем и в Памплоне была осуществлена так называемая григорианская реформа, суть которой сводилась к усилению высшей светской и духовной власти римских пап. Параллельно распространённый со времён вестготов в Иберии мосарабский обряд вытеснялся римским обрядом. Процесс этот, однако, имел немало противников, среди которых был и брат короля Санчо — Гарсия, которого тот назначил епископом Памплоны.

Клюнийцы имели огромное влияние на Санчо, который стал получать ещё больше поддержки от Рима во время понтификата Григория VII (1073–1085), тесно связанного с Клюнийским аббатством. Успехи кастильцев на землях Толедо подстёгивали религиозное рвение Санчо, но при жизни эмира Сарагосы аль-Муктадира ибн Худа, освободившего Барбастро, арагонцы действовали сдержанно. А после его смерти Санчо Рамирес снова перешёл в наступление и в 1083 году захватил крепости Аербе, Пьедратахада и Граус, а на следующий год выбил мусульман из приграничных крепостей Секастилья и Аргедас.

Продвижение арагонцев в долине реки Синка было остановлено в 1084 году, когда тогдашний эмир Сарагосы Юсуф аль-Мутаман, на службе которого состоял Эль-Сид, сумел разгромить арагонцев при Пьедра-Писаде. Поражение стало для Санчо таким сильным ударом, что он объявил своего сына Педро королём Собрабре и Рибагорса (под Арагонским сюзеренитетом). Педро Санчес оказался ещё более ревностным защитником христианской веры и, продолжив набеги за земли Сарагосы, захватил крепости Эстада (1087), Монсон (1089) и вплотную приблизился к Уэске, важнейшему городу на севере тайфы.

loarre castle1200x800

Уэска находилась у самого подножия живописного горного хребта и была окружена двумя рядами высоких стен, вокруг было много грушевых и кизиловых садов и рощ. Как пишет аль-Химьяри, в городе почти не было мусульман арабского происхождения, потому что ещё в период мусульманского завоевания в ислам обратилось большинство местных жителей. Завоевание Уэски открыло бы арагонцам путь на Сарагосу, и аль-Мустаин вынужденно обратился за помощью к королю Альфонсо VI, вновь согласившись стать его данником.

Примечательно, что в такой ситуации не прекращалось соперничество между эмиром аль-Мустаином и его дядей аль-Мунзиром, который правил Леридой, Тортосой и Денией. Мы уже писали о том, как эмир Сарагосы при поддержке Эль-Сида помешал своему дяде овладеть Валенсией, что в конце концов привело к тому, что Эль-Сид и его наёмники сумели подчинить себе земли от Альбаррасина до Валенсии. Однако аль-Мустаина больше беспокоило не столько усиление Эль-Сида, сколько расширение влияния альморавидов, которые один за другим занимали города на юге Аль-Андалуса.

Сарагосцы не принимали участия в битве при Саграхасе и последующих военных действиях альморавидов в Иберии, и аль-Мустаин наделся установить дружеские отношения с эмиром Юсуфом ибн Ташфином. С этой целью он отправил к эмиру альморавидов своего сына Абд аль-Малика с богатыми дарами, и тот принял его в Марракеше, оказал ему достойный приём и отправил вместе с ним ответное послание эмиру Сарагосы. Как пишет автор «Аль-Хуляль аль-мувашшия», аль-Мустаин был весьма доволен таким результатом и рассчитывал, что пограничное положение его тайфы и дальше будет сдерживать как мусульман, так и христиан от посягательства на его земли.

Тем не менее в 1094 году арагонский король Санчо Рамирес осадил Уэску и настойчиво добивался сдачи ему города. 4 июня Санчо был убит, но арагонцы не отступили. Новый король Педро Санчес продолжил осаду Уэски и был намерен довести дело своего отца до конца. Тем временем аль-Мустаин убедил короля Кастилии и Леона Альфонсо VI отправить к нему армию, чтобы помешать Педро захватить Уэску. На помощь сарагосцам пришла кастильская армия во главе с Гарсией Ордоньесом, графом де Нахера, и фаворитом короля Гонсало Нуньесом де Лара.

Аль-Мустаин надеялся, что при виде многочисленного войска арагонцы отступят без боя, как это часто бывало в прошлом. Но Педро был уверен в своих солдатах, которые успешно проявили себя в предыдущих походах и знали вкус победы. Согласно мусульманским хронистам, сражение состоялось в среду, в конце зуль-каады 489 года, что совпадает с христианской датировкой. Несмотря на численное преимущество, объединённое войско мусульман и кастильцев понесло большие потери и было отброшено. Защитники Уэски поняли, что ждать помощи больше не откуда, и начали переговоры с королём Педро. Через три дня король Арагона вступил в город и сделал его своей столицей, переделав главную мечеть в собор.

huesca cathedral1200x800

Падение Уэски оказало огромное влияние на ход Реконкисты. В 1097 году арагонцы, объединившись с Эль-Сидом, к тому времени захватившем Валенсию, участвовали в битве при Байрене против альморавидов. В 1100 год Педро занял Барбастро, а в 1101 году — Сариньяну. Угрожая столице Тайфы, в 1101 году арагонцы построили в непосредственной близости от неё крепость Юслибол, руины которой находятся в пригороде современной Сарагосы. В 1098 году с такой же целью арагонцы воздвигли крепость Милагро в окрестностях Туделы. Педро Санчес умер в последних числах сентября 1104 года после осады крепости Томарите-де-Литеры и был похоронен в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья, и к концу его правления почти все земли к северу от реки Эбро были присоединены к королевству Арагон.

В XIII веке сложилась благочестивая легенда о том, что арагонцы переломили ход сражения при Алькорасе благодаря вмешательству Святого Георгия. Сюжет отнюдь не оригинальный для христианского мифотворчества, и в Испании широко распространена легенда о том, что в битве при Клавихо астурийцы одолели арабов благодаря посмертному явлению Святого Иакова «Мавроборца».

sardinia flag1200x800

Как и апостол Иаков, Георгий Победоносец особо почитается в Каталонии и Арагоне. Георгиевский крест, прямой красный крест на белом полотнище, с изображением отрубленных голов мавров стал частью герба Арагона. Эта же символика присутствует на современном флаге Сардинии, которая более полутора столетий находилась под властью Арагонской короны.