В Сарагосе много памятников, которые несут на себе отпечаток нескольких исторических эпох. Пожалуй, самый яркий среди них — дворец Альхаферия (с ударением на букве и), возвышающийся недалеко от реки Эбро. Шагая по его залам и галереям, вы словно переворачиваете страницы истории, возвращаясь к периоду расцвета Кордовского эмирата.

В те времена защита северных границ исламского государства была возложена на потомков вестготского графа Кассия, принявшего ислам. Тогда же на месте дворца в Сарагосе была построена башня, фрагменты которой сохранились до наших дней. В первой половине X века власть в городе перешла к йеменскому роду бану туджиб, сыгравшему значимую роль в завоевании Египта и Аль-Андалуса.

Распад Кордовского халифата обострил политические разногласия в Сарагосе, и в 1039 году город заняли войска эмира Сулеймана ибн Худа. При его сыне Абу Джафаре аль-Муктадире тайфа Сарагоса достигла наивысшего расцвета. После освобождения Барбастро, принесшего Абу Джафару славу защитника веры, он начал строительство летней резиденции, которая позднее была названа в его честь.

Старая башня с квадратным основанием стала частью высокой стены с шестнадцатью круглыми башнями. Вход в резиденцию находился со стороны города и вёл к восточному крылу основного здания, где располагалась мечеть. В центральной части дворца находился большой зал длиной почти 15 метров, очевидно, предназначавшийся для приёма гостей. Напротив него у противоположной внешней стены был южный павильон, а между ними находился сад с двумя фонтанами, о существовании которых свидетельствуют археологические раскопки.

В интерьере дворца широко использовали дерево, гипс и алебастр, проходы в саду и во внутреннем дворике были выстланы каррарским мрамором. Резные орнаменты были полихромными, а все арабески были покрашены под золото. Абу Джафар называл своё детище قَصْر السّرور «дворцом радости» и регулярно устраивал в нём встречи с поэтами и учёными, получая удовольствие от богословских и философских бесед.

Наслышавшись об открытости мусульманского правителя к диалогу, католический монах Гуго Клюнийский, настоятель аббатства Клюни и один из идеологов крестовых походов, отправил ему послание с призывом обратиться в христианскую веру. Тогда Абу Джафар велел известному богослову Абу аль-Валиду аль-Баджи (1013—1081) подготовить ответное послание, в котором были разъяснены основы исламского вероучения, а аббату Гуго было предложено лично посетить мусульманские земли и убедиться в ошибочности его представлений о мусульманах.

Между тем в мае 1085 года король Леона и Кастилии Альфонсо VI захватил город Толедо, который ввиду своего расположения считался неприступной крепостью. Мавританские эмиры уже много лет были вассалами христианских правителей, но прежде те довольствовались данью и территориальными уступками. Поэтому захват Толедо и изгнание тамошнего правителя в Валенсию стали для мусульман полной неожиданностью. Одни эмиры продолжали искать покровительства кастильского короля, другие обратились за помощью к альморавидам, которые к тому времени захватили Магриб. В 1086 году альморавидский эмир Юсуф ибн Ташфин пришёл на помощь своим единоверцам и нанёс первое поражение Альфонсо VI. К 1110 году сахарцам удалось объединить почти весь Аль-Андалус, но ненадолго.

В декабре 1118 года после семимесячной осады король Арагона Альфонсо I захватил Сарагосу и положил конец мавританскому правлению, которое продлилось немногим более четырёх столетий. Мусульманам было предписано выселиться за черту города, который стал столицей Арагона и опорным пунктом Реконкисты. Окончательное выселение мусульман и евреев из Сарагосы началось в 1492 году после падения Гранады, когда короли-католики Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская начали насильственную христианизацию всех подданных.

В руках арагонских монархов Альхаферия начала преображаться, оставаясь королевской резиденцией. В 1292 году при короле Хайме II во дворце были начаты строительные работы, следы которых не сохранились до наших дней из-за последующей реконструкции. Случилась она в 1354-58 годах, когда по приказу Педро IV были возведены капеллы Сан-Мартин и Сан-Хорхе, построены два этажа мудехарского дворца и два яруса башни Трубадура.

Архитектурный стиль той эпохи формировался под влиянием мавританской архитектуры. Его название мудехар происходит от арабского слова мудаджжан — ‘прирученный’. Мудехарами называли мавров, которые не сумели покинуть Иберийский полуостров после победы Реконкисты и были вынуждены принять христианство. На протяжении нескольких веков их культура и традиции оказывали большое влияние на христиан Испании, что лучше всего заметно в архитектуре и искусстве.

Однако от дворца арагонских королей в стиле мудехар до наших дней сохранились лишь отдельные элементы. Грандиозные перемены, начавшиеся в Испании при королях-католиках, коснулись и Альхаферии. Между 1488 и 1495 годами внутренние помещения дворца были переделаны и приобрели более пышный облик. Новый стиль включал в себя элементы мудехара, но в нём явственно ощущается переход от готики к раннему ренессансу.

В начале 1486 года восточная часть дворца была выделена Трибуналу священной канцелярии инквизиции. В 1590 году великий инквизитор Арагона взял под стражу государственного деятеля Антонио Переса, чтобы спасти его от смертной казни, к которой его приговорил король Испании Филиппа II. В мае 1591 года жители Сарагосы подняли восстание и освободили Переса из заключения, позволив ему сбежать во Францию. После такого поворота событий Филипп II взял Альхаферию под личное управление, превратив её в военный объект (хотя канцелярия инквизиции оставалась там до 1706 года). Крепость была обнесена зубчатой стеной с четырьмя бастионами по углам, от которых до наших дней сохранились только основания. Вокруг стены был вырыт ров шириной 20 метров.

Подвергаясь время от времени перестройкам, Альхаферия продолжала служить для размещения гарнизона, арсенала и продовольствия. В 1772 году по приказу Карла III все фасады крепости были переделаны так, как сейчас выглядит западный фасад. Внутренние помещения перестраивались с учётом их функционального использования без оглядки на историческое прошлое.

Во время Пиренейской войны 1808—1814 годов Альхаферия сильно пострадала, и в середине XIX века арагонские интеллектуалы подняли вопрос о спасении этого уникального памятника. С этой целью королева Изабелла II в 1848 году создала специальную комиссию и фонд, были осуществлены масштабные восстановительные работы, а по углам крепости появились четыре готические башни (две западные из них сохранились по сей день). Но в 1862 году Альхаферия перешла из собственности Короны в ведение Военного министерства, и строительные инициативы были приостановлены.

Тем не менее интерес к Альхаферии только возрастал, и случилось это благодаря опере «Трубадур» (1853) итальянского композитора Джузеппе Верди, написанной по одноимённой пьесе Антонио Гутьерреса (1836). Действие пьесы частично происходит в Альхаферии, о которой теперь писали и говорили, как о парижском Нотр-Даме или лондонским Тауэре, что были воспеты Виктором Гюго и Уильямом Эйнсвортом.

И хотя для многих сарагосцев Альхаферия оставалась военной крепостью, начиная с 1947 года внутри неё велись реставрационные работы под руководством Франциско Иньигеса Альмеча. С ним работали такие ставшие известными специалисты, как Бернабе Кабаньеро Субиса и Кристиан Эверт. Их стараниями помещения дворца приобрели свой нынешний вид, а в их оформлении были использованы уцелевшие архитектурные элементы.

Реставраторы полностью перестроили восточную стену, восстановив круглые башни на их основаниях, которые и сейчас хорошо различимы. Входы во внутренние помещения башен на каждом ярусе обрамлены двойными подковообразными арками с колонной посередине, и по крайней мере две из них являются оригинальными. А вот мерлоны на башнях мавританских дворцов не было, но Франсиско Иньигес решил добавить их и выполнил из кирпича, чтобы они отличались от самих башен.

В 80-х годах городской совет Сарагосы выкупил Альхаферию вместе с близлежащей территорией. Западная часть комплекса была выделена Арагонским кортесам и переделана под нужны правительственного здания. Работы во дворце были завершены лишь в 1998 году, а в 2001 году Альхаферия была включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворец удивительно богат, самобытен, полон символов и тайн. Шедевр арагонского мудехара, в нём оживают яркие эпизоды истории Аль-Андалуса, колыбели идеалов гуманизма и веротерпимости. Альхаферия не единственная в своём роде в Испании, но только ради неё стоит побывать на берегах реки Эбро, на родине Ибн Баджи и Абулафии, Франсиско Гойи и Хусепе Мартинеса.