«Господи! Внуши мне, чтобы я благодарил Тебя за милость, которой Ты одарил меня и моих родителей, и чтобы я совершал благие деяния, угодные Тебе, и сделай для меня моё потомство праведным. Поистине, я каюсь пред Тобою и, поистине, я — один из мусульман» (сура 46 «Барханы», аят 15)
.
Эта кораническая мольба относится к числу дуа, с которыми обращались когда-то к Господу миров Его благородные пророки. С этой мольбой воззвал к Всевышнему Его пророк Сулейман (мир ему).
«Господи!» — сказал этот царь-пророк, наделённый не только мудростью, но также богатством и властью, которые ничуть не испортили его и не уменьшили присущую ему богобоязненность.
В этой мольбе, обращённой к Всемогущему Творцу, благородный пророк попросил сразу о нескольких благах, очень важных и желанных для любого верующего. Сулейман (мир ему) умел ценить по достоинству те многочисленные милости, которыми одарил его Господь. И ему конечно же, было известно, как много значит благодарность и сколько пользы приносит она верующему. Поэтому начал он свою мольбу именно с испрашивания благодарности. Ведь благодарность — это путь к довольству Аллаха и Раю, а тот, кто не благодарит Господа за даруемые Им милости, напротив, навлекает на себя гнев Его.
Таким образом, эта мольба учит нас благодарить Всевышнего за милости, которыми Он одаряет нас ежедневно, ежечасно, за милости, которые мы видим, и за те, которых мы не замечаем, за милости большие и малые, за те, без которых мы не смогли бы существовать, и за те, которые делают благой нашу жизнь в обоих мирах. А главной из всех милостей является вера.
О значимости благодарности мы знаем из Корана и Сунны. И Господь обещал нам, что если мы будем благодарить за то, что даруется нам, то Он по милости Своей одарит нас ещё больше. Таково установление и обещание Всевышнего.
Но есть и другие уроки, которые мы можем извлечь из этой прекрасной мольбы, с которой обращался к Господу один из Его избранников и лучших представителей рода человеческого. Мы видим, что Сулейман (мир ему) попросил внушить ему благодарность, которая является источником великого блага, не только за милости, дарованные ему лично, но и за милости, дарованные его родителям. Ведь, учитывая близость родителей и детей, многими благами они пользуются сообща, и дарованное родителям приносит пользу детям, и наоборот.
Таким образом, испрашивая блага и милости для себя, он не забыл и о своих родителях. А насколько часто мы поминаем наших родителей в мольбах, с которыми взываем к Господу? Тех, кто стал причиной нашего появления на свет, кто растил нас, воспитывал и заботился о нас… Ведь почтение к родителям упоминается в Коране сразу после единобожия, что свидетельствует о его важности и о том высочайшем месте, которое отводится ему в нашей религии, и это подтверждено множеством аятов и хадисов.
Увы, многие мусульмане редко обращаются к Господу с мольбами даже за самих себя, хотя это лёгкий вид поклонения, приносящий мусульманину большую награду и огромное благо. А просить блага для своих предков и потомков им случается ещё реже. И это притом, что Сам Господь повелел нам в Своей Книге: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам».
Следующее, о чём попросил Господа мудрый и праведный Сулейман (мир ему), — помощь в совершении благих деяний. Не просто представляющихся нам благими, но благих по-настоящему, то есть угодных Всевышнему, совершаемых должным образом и принимаемых Им. Ведь только такие деяния способны принести пользу верующему. Для каждого из нас важно просить у Всевышнего помощи в совершении благих деяний, ведь принятые Им благие деяния — дорога к Его довольству. А разве не довольство Господа — цель и заветное желание всякого обладателя веры?
То, что пророк испросил помощи именно в совершении таких благих дел, напоминает нам о важности искреннего намерения и соответствия действий Сунне, потому что дело принимается Всевышним только если оно соответствует этим двум условиям.
Последним, о чём попросил Сулейман (мир ему) в этой мольбе, была праведность его потомков. И это неудивительно. Каждый верующий понимает, какое это огромное благо — праведные дети и внуки. Ведь искренне преданный Господу, богобоязненный и благочестивый человек несёт свет и добро повсюду, куда бы ни ступила нога его, и наибольшая доля этого света и этого добра обычно достаётся его близким, то есть членам его семьи и, конечно же, родителям. Праведные дети — источник радости для родителей. Вот почему так важно просить у Аллаха праведности для потомков.