«Господи, прошу у Тебя защиты от уколов шайтанов и прошу у Тебя, Господи, защиты от того, чтобы они приходили ко мне» (сура 23 «Верующие», аяты 97–98)
.
Дуа, встречающиеся в Коране, очень разнообразны, и если некоторые представляют собой испрашивание чего-то, например, милости, помощи, прощения и Рая, то другие являют собой испрашивание защиты и избавления от чего-либо. Это дуа из суры «Верующие» относится ко второй категории и учит нас тому, что просить у Господа защиты от зла не менее важно, чем испрашивать у Него блага.
И Божьи пророки, и другие верующие испрашивали у Всевышнего Господа защиты от зла в самых разных его формах, подавая нам благой пример. И дуа, с которыми знакомит нас Книга Аллаха, — лучшее тому подтверждение. Подтверждают это и многочисленные дуа нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые мы знаем из Пречистой Сунны.
Господь миров повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) обращаться к Нему с этой важной мольбой. А Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), как мы знаем, был прекрасным примером для всех нас.
По мудрости Своей Всевышний Аллах сотворил в этом мире то, что мы именуем злом. Оно многолико и имеет множество проявлений. И олицетворением его является Иблис с его приспешниками из числа джиннов и людей. Он — главный враг рода человеческого, поклявшийся погубить как можно больше его представителей и посвятивший жизнь причинению вреда потомкам Адама и настойчивым попыткам сбить их с пути истинного и отвратить от единобожия и поклонения Господу. Но испытания и искушения, постигающие нас в этом мире, лишь укрепляют веру искренних верующих, которые правильно реагируют на них, и способствуют возвышению их степеней в мире вечном. Ведь Сам Всевышний помогает им, и Он наделил их весьма действенным оружием. Это мольба, с которой верующие взывают к Аллаху, испрашивая у Него защиты.
Всевышний Аллах повелел Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) обращаться к Нему с подобными мольбами и учить этому свою общину.
«Господи!» — так начиналась эта мольба, ибо лишь к Нему, Господу и Богу всего сущего, надлежит обращаться с мольбами. К Нему, Всевышнему, Всемогущему, Всесильному, Мудрому, делающему что пожелает, распределяющему удел и свободному от каких-либо недостатков, пороков и изъянов, обладателю самых прекрасных имён и самых возвышенных качеств. Этому проявлению благовоспитанности Сам Всевышний Аллах учил лучших из людей — Своих пророков, и мы должны брать в этом пример с них. Ведь лучшее что мы можем сделать для самих себя, для собственного спасения и преуспеяния — это искать приближения к нашему Господу с помощью тех средств, на которые указывают нам Коран и Сунна.
«Прошу у Тебя защиты». Прибегаю к Твоей защите, ибо к кому обращаться за защитой от творений, как не к Господу этих творений, воле Которого они подвластны?
«От уколов шайтанов». От их наущений, которые они так настойчиво обращают к человеческим сердцам, стараясь подобраться к сердцу верующего и найти ключ к нему, дабы их наущения возымели действие и принесли желанные для этих злых и коварных созданий плоды.
Но не только от наущений тех, кто состоит на службе у Иблиса, следовало просить защиты. Пророку (мир ему и благословение Аллаха) надлежало не ограничиваться этим, а попросить о большем: «и прошу у Тебя защиты от того, чтобы они приходили ко мне». Я прошу у Тебя защиты от того, чтобы они присутствовали при совершении мною тех или иных действий, ибо ничего благого их присутствие не приносит. Это добавление —прекрасное дополнение к уже сказанному. Оно учит нас тому, что когда речь идёт о чём-то важном для нас, старательность в мольбе посредством такого упоминания подробностей и подчёркивания весьма уместно.
Эта мольба учит нас регулярно испрашивать защиты у нашего Всемогущего Господа, напоминая нам о том, что именно у Него мы должны искать защиты от того, что ещё не коснулось нас, ибо профилактика лучше лечения, и именно Его нам надлежит просить об избавлении от того, что уже постигло нас. Ведь на протяжении земной жизни мы сталкиваемся со множеством трудностей и испытаний, нас окружают опасности и искушения.
А это значит, что от каждого из нас требуется принимать меры, чтобы защитить себя от того, что угрожает нам в этом мире и в мире вечном, и обращение к Господу за защитой наряду с укреплением своей веры, воспитанием в себе богобоязненности и усердием в поклонении Ему, относится к числу наиболее эффективных из этих мер.