«Господь наш! Прости нам и нашим братьям, которые уверовали раньше нас, и не помещай в наши сердца ненависть к тем, кто уверовал. Господь наш! Поистине, Ты — Сострадательный, Милостивый» (сура 59 «Сбор», аят 10)
.
Эта прекрасная кораническая мольба относится к числу дуа, с которыми обращались к Всевышнему Аллаху Его искренне верующие и богобоязненные рабы. Конкретно речь идёт о поколении последователей сподвижников и представителях следующих поколений, бравших с них пример в праведности, усердном поклонении Всевышнему и образцовой покорности Ему.
Это мольба, наглядно показывающая силу любви верующих друг к другу и связывающие их крепчайшие узы братства в исламе. Мы видим, что эти праведные люди просили у Господа миров прощения не только для себя, но и для своих предшественников: «Прости нам и нашим братьям, которые уверовали раньше нас».
Важно отметить, что таким образом эти верующие признали достоинства тех, за кого обращались с мольбой — ведь они не только назвали их братьями, то есть братьями по вере, но и упомянули о том, что они опередили их в принятии ислама и обретении веры. Это свидетельствует о благовоспитанности и чистосердечии этих верующих, а также об их скромности и отсутствии у них высокомерия, гордыни и самолюбования.
Братство по вере предполагает отсутствие в сердцах верующих ненависти друг к другу и присутствие её противоположности, то есть любви. Поэтому неудивительно, что эти верующие и просили Всевышнего Господа о том, чтобы в их сердцах не было ненависти, злобы, зависти и прочих негативных чувств по отношению к другим верующим.
В действительности эта мольба охватывает не одни только чувства. Ведь отсутствие подобных скверных и достойных порицания чувств предполагает и отсутствие соответствующих слов и действий, являющихся выражением этих чувств. Эти люди искренне желали, чтобы их чистую любовь к братьям по вере ничто не пятнало и не омрачало.
Из этого аята следует, что испрашивание милости для наших праведных предшественников, обращение к Всевышнему Аллаху с добрыми мольбами за них и отказ говорить о них дурное относятся к характерным чертам верующих.
Эта мольба напоминает нам о том, как важно для верующих обращаться к Всемогущему Создателю с благими мольбами друг за друга. Тем более, что из Корана и Сунны мы знаем, что за это верующий не только получит награду от Всевышнего Аллаха: специально посланный для этого ангел будет говорить в связи с мольбой, с которой любой из нас обращается к Аллаху за брата своего в его отсутствие: «Амин! И тебе да будет то же!» Таким образом, обращаясь к Всемогущему и Великому Аллаху с искренними мольбами за других верующих, мы тем самым приносим пользу самим себе и это помогает нам обрести те блага, которых мы просим для других мусульман.
И, конечно же, эта мольба учит мусульман искренне любить друг друга. Ведь взаимная любовь верующих и их братское отношение друг к другу — неотъемлемая часть нашей религии. А ещё она учит нас скромности по отношению к другим верующим и благовоспитанности по отношению к Всевышнему Творцу.
Эта мольба напоминает нам о важности испрашивания у Господа прощения грехов. Ведь есть они у каждого из нас, и всем нам приходится нести их бремя. А чем тяжелее ноша, тем труднее идти по пути, ведущему к довольству Всевышнего, спасению, преуспеянию, счастью в обоих мирах и райским садам.
И что очень важно, это прекрасное дуа учит нас помнить наших праведных предшественников, признавать их достоинства и заслуги перед религией и относиться к ним с должным почтением.
Мы видим также, что в своей мольбе они использовали признание Господства Всевышнего и упоминание двух наиболее подходящих из прекрасных имён Аллаха как предписанное Им же средство приближения к Нему, исполняя таким образом веление Господа и стремясь увеличить свои шансы на то, что их мольба будет принята Всевышним и не останется без ответа.
Обращаясь к Всевышнему Творцу с этой мольбой, очищающей сердца, мусульманин приносит себе огромную пользу в обоих мирах. Поэтому чем чаще мы вспоминаем о ней и взываем с нею к Всевышнему, тем лучше.