«Господи! Даруй нам свет наш до конца и прости нам. Ведь, поистине, Ты всё можешь» (сура 66 «Запрещение», аят 8)
.
Эта важная мольба из Книги Аллаха относится к числу дуа, с которыми уже когда-то обратились к Всевышнему Аллаху или обращаются регулярно или обратятся в будущем Его приближённые, то есть искренние и богобоязненные верующие.
С этой мольбой верующие воззовут к Господу в Судный день, когда имевшийся у лицемеров свет будет погашен. Видя это, верующие преисполнятся благоговейного страха и со смирением и трепетом попросят Господа о том, чтобы Он не лишал и их света, до сих пор освещавшего им путь. Они попросят Господа миров о том, чтобы этот спасительный свет сопровождал их до тех пор, пока они не достигнут своей цели.
Они будут осознавать, что этот свет необходим им до тех пор, пока они не достигнут конечного пункта своего путешествия, включающего и земную жизнь, и жизнь в промежуточном мире (барзах). Только вступив в райские врата ради вечного пребывания в обители блаженства человек может вздохнуть свободно. Ведь только тогда он действительно почувствует себя в безопасности и поймёт, что главное для любого представителя рода человеческого испытание под названием жизнь пройдено успешно и что оно осталось позади и нет к нему возвращения.
Ценность этого света невозможно поставить под сомнение. Ведь даже в этом мире, оказавшись в кромешной тьме и вынужденные двигаться наощупь, мы чувствуем себя неуютно и испытываем тревогу и страх и понимаем, что с ярким фонарём в руках нам было бы гораздо легче и удобнее идти. А что говорить о мире вечном, о Судном дне с его ужасами? Ведь это самый важный, решающий день в жизни любого человека. Каково оказаться в этот день совсем без света и понять, что не видишь дороги и не знаешь куда идти, а от преуспеяния, на которое ты надеялся, не остаётся и следа?..
Эта мольба учит нас уповать на Аллаха и постоянно испрашивать у Него помощи, причём это относится как к миру этому, так и к миру вечному. Ведь Судный день и преодоление моста Ас-Сырат предстоит каждому из нас, и все мы стремимся к спасению, преуспеянию, довольству Аллаха и Раю.
Мы знаем из Корана и Сунны, что Всевышний Аллах внемлет мольбе верующих, и дарованный им благодатный свет будет сопровождать их до тех пор, пока, успешно преодолев Ас-Сырат, они не окажутся в Раю, обретшие вечное счастье и понимающие, что теперь впереди их ждёт только радость и блаженство, и что больше не будет страха, боли, опасностей, тягот и испытаний. И это будет прекрасным воздаянием этим людям, которые искренне веровали, искренне раскаивались и искренне поклонялись Создателю.
Верующие также попросят у Господа прощения, что станет очередным проявлением присущей им скромности и богобоязненности. Так эта мольба напоминает нам о необходимости просить у Всевышнего прощения за грехи, которые мы, слушая шайтана, так или иначе совершаем, и стараться своевременно каяться в этих грехах, а также исправлять допущенные ошибки и учиться на них. Ведь искреннее покаяние приносит лишь благие плоды.
В этой мольбе мы видим не только благовоспитанное и приличествующее верующему обращение: «Господи», но и использование другого средства приближения к Господу. Эти верующие скажут: «Ведь, поистине, Ты всё можешь». Это признание безграничного могущества Всевышнего Аллаха и того, что для Него нет ничего невозможно, трудного и непосильного. Он может всё, и Он делает что пожелает. И Он, конечно же, может не только одарить любое Своё творение бесчисленным множеством благ, но и сделать любое из этих благ постоянным. А ведь именно об этом попросят Его верующие в своей мольбе, с которой они обратятся к Нему в Судный день. Они попросят Его не лишать их Его милости, в данном случае света, которым Господь уже одарил их.
И Щедрый и Милостивый Господь ответит на их мольбу, оставив им этот свет до тех пор, пока они будут нуждаться в нём. И этот ответ на мольбу и утверждение уже существующей милости станет новой милостью от Всемогущего Создателя. Таким образом, эта мольба учит нас замечать многочисленные милости Всевышнего, благодарить Его за них и просить Его не лишать нас этих милостей, а, напротив, одаривать нас ими и впредь не менее щедро, чем сейчас.