Может ли человек страдать за грехи, которых он не совершал?! Или получить награду за то, что содеяли другие люди? В день воскрешения Аллах не допустит несправедливости, и никто не понесет чужого бремени. Но будут люди, которые взойдут на высокие ступени в раю благодаря стараниям других, и будут грешники, которых призовут к ответу за преступления, совершенные не ими. Кто обучал добру или возродил забытую сунну пророка, мир ему и благословение Аллаха, тому будет зачтено все хорошее, что люди совершили по его совету. А кто призывал к заблуждению и распространял ересь, тот будет спрошен за свои грехи и за грехи тех, кто последовал его примеру (сура 16 «Пчелы», аят 25). Ведь сказано в хадисе: «Тот, кто призывает на прямой путь, получает такую же награду, как и те, кто следует за ним, и от этого их награда ничуть не уменьшается. А тот, кто призывает к заблуждению, совершает такой же грех, как и те, кто следует за ним, и от этого тяжесть их греха ничуть не уменьшается» (Муслим).
Нелегко придется тем, кто подталкивал людей к греху, умалчивал истину и не удерживал от дурных поступков, имея возможность предотвратить их. Возмездие за безразличие к чужим грехам не обходит нас стороной даже в ближней жизни (сура 8 «Трофеи», аят 25). А в день воскрешения все будет собрано и подсчитано. Каким же будет негодование грешников, когда они увидят перед собой дурные поступки, совершенные теми, кого они едва знали или вовсе не видели?! Они будут возмущаться и отрицать их, но правдивые свидетели подтвердят, что именно они стали причиной этих преступлений.
Почему мы не думаем об этом, когда распространяем неподтвержденные слухи или грешим прилюдно, когда закрываем глаза на постыдные поступки и подаем дурной пример? Неужели нас не устрашает то, что из-за одного слова, которому человек даже не придает значения, можно попасть в ад на целых семьдесят лет (Ахмад)? Ведь бывает так, что невзначай произносишь одну неправду, а сотни людей подхватывают ее и распространяют, и твой грех перевешивает горы. Или же каешься в грехе, который прежде совершал открыто, а десятки людей продолжают гибнуть, последовав твоему дурному примеру. Верно сказано, что Аллах прощает мусульманам многие грехи, кроме тех, которые они совершают открыто или о которых рассказывают людям (ал-Бухари и Муслим). Для того чтобы искупить их, недостаточно попросить прощения у Аллаха. Нужно постараться исправить то, что можно исправить, и отдалить от этого пути тех, кого можно отдалить.
Слышали ли вы рассказ о двух сыновьях Адама? Они совершили приношение, и Аллах принял его от одного и не принял от другого. Злоба и ненависть овладели сердцем того, чье приношение не было принято, и шайтан подтолкнул его к первому тяжелейшему греху, совершенному на земле. Он убил своего брата! Он забрал одну невинную душу, а в день воскрешения понесет наказание за каждое несправедливое убиение человека, совершенное когда-либо на земле (ал-Бухари и Муслим). Ведь он первым открыл эту дверь и проложил дорогу для тех, кто последовал его примеру. Потому и сказано в Коране: «Кто убил человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранил жизнь человеку, тот словно сохранил жизнь всем людям» (сура 5 «Трапеза», аят 32)
.
Человек уходит из этого мира, и его деяния прекращаются, но то, что он оставил после себя, продолжает приносить ему пользу или вредить. Доля грешника становится еще более мучительной, если люди продолжают страдать или грешить по его вине. Даже причитания жены и родственников по умершему причиняют ему боль в могиле (ал-Бухари и Муслим). А положение верующего, который посеял добро, облегчается и улучшается. Если он посадил дерево, то получает награду всякий раз, когда люди или животные отдыхают в его тени или пользуются его плодами. Если он построил мечеть, то получает награду за каждого, кто помолился в ней или нашел прибежище в ненастную погоду. Тот, кто распространял полезные знания, радуется добрым поступкам, которые люди совершают благодаря его стараниям. А тот, кто воспитал праведных детей, поднимается на высокие ступени благодаря их молитвам. Его радости не будет предела, когда он увидит приготовленную для него награду. «Господи, — воскликнет он, — откуда все это? Я ведь не совершил столько добрых дел». Ему ответят: «Это твои дети просили прощения для тебя» (Ахмад, Ибн Маджа).
О Аллах, Прощающий и Любящий, мы признаем свои великие грехи и Твою безграничную милость по отношению к нам! Прости нас и прими наши скромные благодеяния, введи нас в Твой рай вместе с нашими родителями, супругами и детьми! Аминь!