В этой жизни люди не всегда добиваются справедливости и порой лишаются того, что принадлежит им по праву. Насилие и произвол часто остаются безнаказанными, и причина этого кроется в нас самих. Все плохое, что случается с нами, мы заслужили своим невежеством и безразличием, хотя многое из этого Аллах прощает. Подхалимство слабых усиливает деспотизм сильных, праздность бедняков порождает скупость богатых, молчание ученых позволяет уверенно звучать голосам невеж. Аллах позволяет этому случиться не потому, что Он доволен этим или благоволит сильным. Ему ненавистны несправедливость и произвол, и если бы не отсрочка, предоставленная людям и джиннам, то ни один грешник не избежал бы скорого возмездия. Но справедливость восторжествует в день воскрешения, когда люди падут на колени перед Господом миров и потребуют расплаты за причиненные обиды и попранные права. Горе в тот день тем, кто посягнул на право ближнего и не был прощен или не искупил содеянное!
Первыми Аллах вызовет на суд тех, кто пролил кровь (Абу Давуд и ан-Насаи). ‘Али ибн Абу Талиб говорил, что он будет первым, кто в день воскрешения падет на колени перед Милостивым для тяжбы (ал-Бухари). Он и двое его товарищей — ‘Убайда ибн ал-Харис и Хамза ибн ‘Абд ал-Мутталиб — были первыми, кто сразился с язычниками в личном поединке перед битвой у колодцев Бадр. В той смертельной схватке ‘Али вышел победителем, и он боролся за правое дело, но даже он будет спрошен за свой поступок. А значит ни один причастный к убийству, войне или геноциду не сумеет уклониться от справедливого суда. Политики не смогут свалить вину на военных, и генералы не спрячутся за спинами солдат. Каждый ответит за свои деяния, приказы и ухищрения, и каждому воздастся за его намерения.
В тот день убитый явится с кровоточащими ранами, схватит своего убийцу за голову обеими руками и взмолится: «Господи, он убил меня! Спроси раба Твоего, почему он убил меня» (Ахмад). Лживые оправдания не принесут пользы, и проливший невинную кровь обязательно ответит за то, что посягнул на право Аллаха, на право убитого и на права его родственников. Если он покаяться искренне, то сумел загладить вину перед Аллахом, и если он выплатил штраф или добился прощения опекуна убитого, то сумел загладить вину перед его родственниками. Но долг перед убитым останется на нем, пока они не встретятся в день воскрешения. Если Аллах примет покаяние пролившего кровь, то погасит его долг сполна и убитый останется доволен, а если нет, то он будет расплачиваться своими благодеяниями и погибнет. Но как же трудно заслужить прощение Аллаха тому, кто отнял жизнь верующего! Потому и сказано в хадисе: «Всякого грешника Аллах может простить, кроме того, кто предумышленно убил верующего или умер неверующим» (ан-Насаи).
На площади суда каждый притеснитель встретится с тем, кого он обижал, угнетал и обворовывал, и только взаиморасчет между праведниками будет отсрочен до тех пор, пока они не пройдут над адской бездной и окажутся на стороне рая. Злодеяния погубят тех, кто занимался ростовщичеством и присваивал имущество сирот, чернил целомудренных женщин и занимался поборами. Даже те из них, кто совершал молитвы и раздавал милостыню, разорятся, когда их добрые дела будут розданы тем, кого они притесняли. А если их благодеяния иссякнут до того, как они рассчитаются за свои долги, то чужие грехи будут взяты и брошены на них, а потом они будут брошены в огонь (Муслим). На них будет жалко смотреть! Но разве они не знали, что своими преступлениями вызывают гнев Великого Аллаха? Разве они испытывали сострадание к тем, кого несправедливо осуждали или лишали честного заработка?
Избежать наказания за совершенные преступления удастся тем, кто искренне покаялся и исправился. Покаяться — значит не только пожалеть о содеянном, но и восстановить справедливость или попросить прощения. Если поступивший несправедливо не собирается вернуть украденное, возместить причиненный ущерб или добиться прощения от обиженного, то его раскаяние неискреннее. Если он был схвачен и понес наказание в соответствии с шариатом Аллаха, то это наказание послужит для него искуплением, а нанесенный им ущерб будет компенсирован Аллахом. Если же Всевышний покрыл его, то в день воскрешения Аллах может простить ему этот грех, если пожелает, или наказать (ал-Бухари и Муслим).
О Аллах, Милостивый Владыка, упаси нас от несправедливости тиранов и удержи нас самих от несправедливости! А если мы обидели кого-нибудь, не ведая об этом, прости нас и приблизи к Себе этих рабов Твоих!