Кто не видел, как мать заботливо прикрывает своего ребенка, чтобы уберечь его от чего-либо дурного? В этом мире многие готовы пойти на жертву ради тех, кого они любят, и порой не жалеют даже самих себя. Но в день воскрешения чувств, которые роднят и сближают нас, не останется. Охваченные ужасом, грешники побегут от своих родных и близких. Они отрекутся от своих родителей и детей, от родственников и ближайших друзей, желая спасения только себе. Они будут узнавать тех, кого знали в этой жизни, но, даже встретив близкого родственника, они не станут расспрашивать его о делах — у каждого своих забот будет сполна. Неразлучные друзья в тот день станут врагами, кроме тех, кто любил друг друга ради Аллаха и готовился к этому дню.

Мы не знаем точно, в каком виде люди выйдут из могил. Очевидно, многие будут воскрешены в том состоянии, в котором они покинули этот мир. В хадисе говорится: «С чем человек умирает, с тем и будет воскрешен» (ал-Хаким). Поэтому умерший во время паломничества, выйдет из могилы, произнося тальбию (ал-Бухари и Муслим). Есть также сообщения о том, что умершие будут воскрешены в одеждах, в которых они покинули этот мир (Абу Давуд). Возможно, это относится ко всем людям, а возможно, люди выйдут из могил обнаженными, и только шахиды восстанут в той одежде, в которой они погибли на пути Аллаха. Если же люди будут воскрешены в одеждах, то очень скоро они спадут, ибо достоверно известно, что на место сбора люди придут голыми и босыми. После этого первыми будут облачены в одежды пророки, а первым среди них — пророк Ибрахим (ал-Бухари и Муслим).

Глашатай призовет все творения собраться перед Аллахом, и никто не сможет уклониться от этого призыва. Люди поспешат на огромную площадь. Они будут идти, толкаясь и натыкаясь друг на друга, едва находя место, куда поставить ногу. Никто не будет замечать того, что происходит вокруг. Их души подступят к горлу, а в их сердцах не останется места для посторонних мыслей.

Внешний вид людей будет отличаться от того, как они выглядели при жизни на земле. Они станут более выносливыми, смогут видеть ангелов и духов. Но главное — они станут бессмертными, и перед ними будет вечность. Одни будут вечно страдать в аду, а другие будут наслаждаться вечностью в райских садах. Если бы не бессмертие, то от одного дыхания ада мученики испустили бы дух, а праведники умерли бы от счастья, едва почувствовав благоухание рая. Но ни те, ни другие больше никогда не вкусят смерть.

Состояние человека после воскрешения будет зависеть от его поступков в ближней жизни. Лица верующих в тот день будут светиться от радости, а на лицах грешников будет тень печали и разочарования. Они сразу поймут, что возвращение к жизни не сулит им ничего хорошего. Они узнают, что Милостивый Господь разгневался так, как не гневался никогда прежде, и оставил все остальные дела, чтобы взяться за людей и джиннов. Руки грешников будут прикованы у подбородка, а их головы будут задраны вверх. Они не смогут двигать руками. В этой жизни они не пользовались ими для совершения благих дел, и в день воскрешения они не смогут воспользоваться ими.

Тогда тот, кто помогал нуждающимся в беде, почувствует облегчение, и тот, кто скрывал недостатки своего брата, возрадуется, ибо его грехи будут сокрыты от других. В тот день праведники смогут гордиться своими деяниями. Их лица и руки будут светиться от того, что они регулярно мыли их перед молитвой (Муслим). Седина, которую человек приобрел в свою бытность мусульманином, будет излучать свет (ат-Тирмизи). Раны, полученные на пути Аллаха, будут кровоточить, будто только что полученные, и из них будет вытекать кровь цвета шафрана, благоухающая мускусом (Абу Давуд, ат-Тирмизи). Муэдзины будут иметь самые длинные шеи, и их можно будет заметить издалека (Муслим).

Грешников тоже можно будет узнать по приметам. Со стороны они будут выглядеть словно пьяные, но они не будут пьяны. Их ноги будут подкашиваться от страха перед грядущим возмездием. Надменные гордецы будут унижены и воскрешены в образе людей размером с муравья (Ахмад, ат-Тирмизи). На того, кто скрывал истину от людей, будет надета огненная узда (Ахмад, Абу Давуд). Лицо того, кто просил подаяние, будет в глубоких ссадинах, а у того, кто часто просил милостыню, на лице не останется даже кусочка плоти (ал-Бухари и Муслим). У того, кто имел две жены и несправедливо относился к одной из них, одна половина туловища будет парализована (ан-Насаи, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа). Если человек подслушивал чужие разговоры, несмотря на то, что люди не желали этого и сторонились его, то его уши будут залиты расплавленным свинцом (ал-Бухари). Те, которые плевали в сторону киблы, будут собраны с плевком между глазами (Абу Давуд). Тех, кто предавал доверие и поступал вероломно, можно будет узнать по флагу, который будет позорить их (ал-Бухари и Муслим). Безобразным будет вид тех, кто был двуликим и лицемерил в этой жизни. Их можно будет узнать по двум огненным языкам, вылезающим из их ртов (Абу Давуд). Даже мусульмане, которые открыто грешили в этой жизни, будут опозорены на месте сбора. Вокруг шеи того, кто не выплачивал закят, обернется плешивый двурогий змей, а накопленное им золото и серебро превратится в огненные пластины, которыми будут прижигать его лоб, спину и бока. Тучные верблюдицы, коровы и бараны будут бодать и топтать копытами того, кто не выплачивал закят с домашней скотины (Муслим).

Каждый будет собран с себе подобными. Праведники окажутся среди праведников, а грешники — среди грешников. Тираны, обольщенные властью, будут собраны вместе с Фараоном. Их помощники, всячески стремившиеся угодить им, совершая грехи, окажутся вместе с Хаманом. Гордецы, кичившиеся своим богатством и не делавшие различий между дозволенным и запретным, окажутся рядом с Каруном. Лицемеры будут собраны вместе с Убаййем ибн Халафом и ему подобными (Ахмад). Каждый займет свое место и будет ждать, и как же мучительно будет это ожидание!

О Аллах, собери нас вместе с праведниками и не помещай нас вместе с людьми несправедливыми! Окажи нам величайшую милость, прости наши грехи и защити нас от всего, что вызывает Твой гнев! Аминь!