Знаете ли вы, что испытывает человек, ожидающий судебного приговора или результатов анализов при подозрении на злокачественную опухоль? Как-то раз мой хороший знакомый поделился воспоминаниями о стрессе, который он пережил, пока дожидался заключения врачей. Те несколько часов сильно изменили его и заставили пересмотреть жизненные ценности. Слушая его рассказ, я представил себя на месте тех, кто будет стоять на коленях в ожидании самого важного приговора в своей жизни.
Как бы мне хотелось в тот день оказаться среди праведников, которых введут в рай без расчета. Они не испытают стыда за содеянные прегрешения и не познают страха. Многие позавидуют им в тот день. Но разве смогут люди упрекнуть кого-либо, кроме самих себя? В то время как другие спали, эти немногие поднимались на ночную молитву и рыдали, вымаливая милость и прощение Господа. Лишь малую часть заработанного они оставляли себе, отдавая предпочтение тем, кто нуждается больше них. Они занимали первые ряды на молитве, а по завершении ее не мешкали и возвращались к своей работе. Совершив грех, они не медлили с покаянием и старались загладить свою вину. Услышав веление Аллаха и Его посланника, они не задавались вопросом, насколько важно это предписание. Они исполняли его наилучшим образом, а сердца их трепетали от того, что они вернутся к своему Господу. Они ждали этой встречи и надеялись на неё, и Аллах окажет им славный прием. Он введет их в рай раньше остальных, даже не взглянув на свитки с их деяниями. Имам ас-Сафарини в «Лавами‘ ал-анвар» (2/177) пишет: «Нет сомнений в том, что часть мусульман войдут в рай без расчета. Они войдут в сады блаженства до того, как будут установлены весы, и до того, как книги будут вручены [людям] в правую или левую руку».
Их будет семьдесят тысяч. Семьдесят тысяч мусульман, которых Аллах простил и подарил Своему пророку. Мир ему и благословение Аллаха! В каком же бесконечном долгу мы находимся перед этим удивительным человеком! Люди просят у Аллаха богатство и здоровье, молятся за спасение своих душ, а он подолгу склонялся в земных поклонах и молился Аллаха простить его умму. Всевышний сделал его заступником за мусульман, но он продолжал взыскать к Его безграничной милости. Аллах подарил ему семьдесят тысяч, которые попадут в рай без расчета, но он не довольствовался этим, пока Господь миров не обещал простить всех его последователей, которые не придавали Ему сотоварищей.
Передают со слов Абу Умамы, что как-то раз посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах обещал мне, что семьдесят тысяч из моей общины войдут в рай без расчета». Йазид ал-Ахнас сказал: «Клянусь Аллахом, среди твоей общины они будут подобны рыжей мухе среди остальных мух». Он сказал: «Мой Господь уже обещал мне еще по семьдесят тысяч с каждой тысячью и добавил к ним три пригоршни» (Ахмад). В другом хадисе сообщается, что каждой тысяче из этих семидесяти тысяч будет позволено заступиться еще за семьдесят тысяч. Они будут заступаться за своих отцов, матерей, родственников. А потом Аллах избавит от наказания еще три пригоршни мусульман. Рассказывая об этом, наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я надеюсь, что худшие из моих последователей окажутся в этих пригоршнях» (Ибн Хиббан и ат-Табарани).
Очевидно, эти семьдесят тысяч будут первыми верующими, которые вступят в рай. Ибн ‘Аббас и многие другие комментаторы полагали, что именно они названы в Коране опередившими других. Их лица будут подобны полной луне, а сердца их будут одинаковы. Между ними не будет ненависти и разногласий. Они войдут в рай единым строем, взявшись за руки и не опережая друг друга (ал-Бухари). Тем не менее, они не будут абсолютно лучшими среди верующих. Ибн Хаджар в «Фатхе» (11/498) пишет, что «среди тех, кто будет держать ответ, будут те, кто лучше них, и среди тех, кто войдет в рай позже, несмотря на то, что спасется, и его место в раю будет определено, и он будет заступаться за других, будут те, кто лучше них». Но их объединяет славное качество, избавляющее от нужды в ком-либо, кроме Аллаха. В любом положении, и в радости, и в горе, они уповают только на своего Господа. Потому и сказано о них: «Это те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий и не просят об этом, не верят в приметы и уповают на своего Господа» (ал-Бухари и Муслим).
О Аллах, мы были несправедливы и грешны, и некому простить грехи наши, кроме Тебя. Прости же нас и введи в райские сады без расчета, ибо не избежать нам погибели, если Ты призовешь нас к ответу. Аминь!