Незнание законов не освобождает от ответственности. Этот принцип положен в основу римского и мусульманского права, и поэтому на земле человек, преступивший закон, признается виновным, даже если он не подозревал о последствиях. Но в день воскрешения неведение будет оправданием, и если человек нарушал Божьи заповеди, не ведая об этом, то у него будет шанс избежать наказания. Даже тот, кто не исповедовал ислам, сможет оправдаться, если он не слышал об исламе и о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха (Муслим). Но если истина открылась человеку и он не покорился воле Господа, то его извинения окажутся бесполезны.
Многие будут извиняться в тот день, но оправдания будут приняты только от дряхлых стариков, глухонемых и душевнобольных, которые не разумели, и от людей, до которых не дошло пророческое послание. Глухой скажет: "Господи, когда распространился ислам, я ничего не слышал". Слабоумный скажет: "Господи, когда распространился ислам, дети закидывали меня верблюжьим навозом". Дряхлый старик скажет: "Господи, когда распространился ислам, я уже ничего не понимал". Наконец, тот, кто до кого не дошло пророческое послание, скажет: "Господи, ко мне не приходил посланник от Тебя". Всевышний примет их оправдания и возьмет с них обещание во всем повиноваться Ему. А потом им будет приказано войти в огонь. Для тех, кто войдет туда, огонь станет прохладой и не причинит вреда, а тех, кто откажется подчиниться, бросят туда (Ахмад). В одном из хадисов сообщается, что Аллах прикажет аду, и оттуда высунется огненная шея. Аллах скажет: «Я отправлял к Моим рабам посланников из их числа, а к вам Я пришел сам. Войдите туда!» Несчастные среди них скажут: «Господи, как же мы войдем туда, если мы бежим оттуда?» А счастливые подчинятся и стремглав бросятся туда. Тогда Аллах скажет первым: «Вы еще пуще отрицали бы и ослушались Моих посланников». Они будут брошены в ад, а счастливые попадут в рай (Абу Йа‘ла со слов Анаса).
Среди тех, кто не поклонялся Аллаху, также будут оправданы дети верующих, которые умерли в малом возрасте. Они не дожили до тех лет, когда человек начинает нести ответственность за свои деяния, и перья ангелов не коснулись их свитков. После смерти их души находятся на горе в раю, где их опекают пророк Ибрахим и его жена Сара. А в день воскрешения они найдут своих родителей, схватят их за край одежды и не отпустят, пока вместе не войдут в рай. Как сообщил наш посланник, мир ему и благословение Аллаха, в раю они будут младшими (Муслим). А вот относительно судеб детей неверующих есть разные мнения. Одни считают, что они попадут в рай, как и дети верующих, потому что в барзахе они находятся вместе с ними (ал-Бухари). Другие полагают, что дети неверующих будут прислуживать обитателям рая, однако надежность хадиса, подтверждающего эту точку зрения, вызывает сомнения. По мнению большинства, в день воскрешения они будут испытаны вместе с теми, кто оправдается неведением. Это мнение подтверждается вышеназванным хадисом Анаса, в котором младенцы упомянуты вместе со слабоумными, дряхлыми стариками и теми, до кого не дошел призыв посланников.
Однако не каждый живший во времена, когда знания о пророческом послании исчезли, сможет оправдаться. Всевышний примет во внимание все обстоятельства, включая индивидуальные способности людей, обычаи и представления, которые им были навязаны, и остаточные знания о священных писаниях. Тот, кто слышал обрывочные рассказы об истинном учении, имел возможность отказаться от некоторых грехов, но не сделал этого, будет призван к ответу. Поэтому пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о том, что его отец попадет в ад (Муслим) и что ему не было позволено просить прощения для его матери (Муслим). А когда его спросили об ‘Абдаллахе ибн Джад‘ане, старейшине рода кинана, который был известен щедростью и умер во времена невежества, он ответил: «Это не поможет ему. Он ни разу в жизни не сказал: “Господи, прости мне мой грех в день воздаяния”» (Муслим). Эти люди жили во времена, когда знания о предыдущих посланниках почти исчезли, и несмотря на это они не спасутся от ада. С ними не поступят несправедливо — они сами были несправедливы по отношению к себе, когда отвернулись от той части истины, которая открылась им.
О Аллах, прости нам грехи, которые мы уже совершили и которые совершим в будущем, прости нам то, что мы совершили зная или по неведению, прости нам наши излишества и упущения! Не отворачивай наши сердца от истины и не отвращай от нас лика Твоего! Аминь!