Говорят, что ожидание томительно. Человек создан торопливым и не любит долго ждать, особенно если будущее неизвестно, а от тебя больше ничего не зависит. Трудно даже вообразить, какие чувства будут одолевать людей, ожидающих расчет. Они так долго ждали этого момента, почти призывали его, и теперь, когда их черед наступил, они едва ли хотят услышать приговор, но не в силах избежать его или воспротивиться ему. Даже верующие, получившие книгу со своими деяниями в правую руку, будут думать о грехах, которые они тщательно скрывали от людей и за которые теперь им придется ответить.
Зло разлетится повсюду, и люди будут охвачены тревогой и печалью, когда Всемогущий Царь прикажет установить весы справедливости (сура 21 «Пророки», аят 47). Это будут настоящие весы огромных размеров с двумя чашами и сторожком, и на них можно будет взвесить даже крошечное деяние величиной с пылинку или горчичное зернышко. Все будет готово к началу суда, и Всевышний Аллах скажет: «Я Царь! Я Судия! Ни один из обитателей ада не войдет в ад, пока Я не отсужу для него то, что ему остался должен кто-либо из обитателей рая, и ни один из обитателей рая не войдет в рай, пока Я не отсужу для него то, что ему остался должен кто-либо из обитателей ада, даже если это пощечина» (Ахмад).
На глазах у всех творений сперва начнется суд над животными, зверьми и птицами. В Коране на этот счет сказано: «Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, — всего лишь подобные вам сообщества. Мы ничего не упустили в писании. А потом они будут собраны к своему Господу» (сура 6 «Скот», аят 38)
. Безрогий баран отомстит рогатому, который обижал его в этой жизни, и муравей отомстит муравью. Расплаты не будет за то, что одни звери или птицы убивали других, движимые природным инстинктом, но Аллах сосчитает все, что одни из них несправедливо учинили с себе подобными. А потом все животные станут прахом и исчезнут.
Наблюдая суд над животными, притеснители поймут, что им не уйти от возмездия. Если лишенные разума существа были призваны к ответу, разве сможет избежать расплаты тот, кто осознанно нарушал заповеди? Если Аллах заступился за животных, с которыми поступили несправедливо, разве останется без поддержки тот, кого Он почтил и наделил достоинством? Осознав безысходность своего положения, грешники завопят: «О, лучше бы мы тоже превратились в прах! Лучше бы смерть была концом всего! Почему мы не готовились к этой жизни? Почему не совершали молитву и не помогали беднякам?» Но разве вопли о помощи принесут пользу тем, кто не уверовал прежде и чинил беззакония?
У них не будет ни власти, ни пособников, на которых они полагались в этой жизни. У них не будет денег, которыми они подкупали продажных судей. У них не будет даже друзей и заступников. За каждую причиненную обиду или нанесенный ущерб они будут расплачиваться своими добрыми делами, если заблаговременно не исправили содеянное или не добились прощения. А когда их праведные дела иссякнут, на них лягут грехи тех, с кем они поступили несправедливо. Убийца понесет грехи того, кого он незаслуженно лишил жизни, а насильник будет изнывать под бременем своей жертвы.
Положение нечестивцев в день воскрешения будет удручающим. Но разве не они обрекли самих себя на эти страдания? Разве не они притесняли людей и пожирали имущество сироты, а потом делали щедрые приношения своим богам? Неужели они полагали, что высший суд будет таким же продажным? Или они надеялись обмануть самого Аллаха? Их надежды окажутся обманутыми, а добрые дела, которые они совершили, не принесут им пользы, ибо за каждое из них они получили награду в этой жизни. Потому и было сказано: «Благоразумен тот, кто призывает себя к ответу и трудится ради того, что после смерти, а беспомощен тот, кто потворствует своим страстям и связывает с Аллахом пустые надежды» (Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).
О Аллах, Господь наш, очисти сердца наши от зависти и высокомерия, жадности и корысти! Сохрани наши добрые дела и отдали нас от всего, что обрекает на позор и унижение после смерти! Аминь!