Как часто человек ставит себя на место тех, кому будет отказано в милости и кого приговорят к вечным мукам в огне? Одна мысль об этом отравляет жизнь, и поэтому большинство людей стараются не думать о смерти и грядущем возмездии. Но разве можно спастись от неизбежного в забытье или добиться успеха благодаря нерадению? Успех всегда сопутствует тем, кто стремится к поставленной цели и знает, как добиться желаемого. В противном случае тебя ожидают убыток и разочарование. Каким же будет разочарование тех, кто потеряет самого себя и лишится своей семьи в день воскрешения?
Люди будут собраны перед Всемогущим Царем в ожидании справедливого суда. Все вокруг изменится до неузнаваемости, но сердца людей останутся такими же, какими они были в прежней жизни. Верующие будут надеяться на милость Господа и прощение. Они признают свои грехи и будут укорять себя за каждое упущенное благодеяние. Нечестивцы, напротив, будут отрицать свои преступления и думать о том, как уклониться от расплаты. В этой жизни они пытались обмануть Аллаха, но обманывали только самих себя, и в день воскрешения они будут оправдываться и обвинять друг друга, пока не войдут в пылающий огонь. Чем ближе будет этот час, тем мучительнее и безнадежнее будет их положение.
Первым, кого призовут в этот страшный день, будет пророк Адам. Он взглянет на свое потомство, а потом им скажут: «Вот ваш праотец Адам». Он скажет: «Господи, вот я и готов служить Тебе». Ему скажут: «Выведи из твоего потомства тех, кто предназначен для ада». Он спросит: «Господи, сколько их?» Ему скажут: «Девятьсот девяносто девять из каждой тысячи» (ал-Бухари и Муслим). В тот момент поседеют малолетние дети, и вы увидите людей пьяными, но они не будут пьяны. От ужаса у грешников подкосятся ноги, и они не смогут вымолвить ни слова.
Когда сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, услышали об этом, они стали плакать, вспоминая о своих грехах. Когда об этом слышат грешники, они возмущаются: «Где же ваш Всемилостивый Господь? Разве это милость? Разве это всепрощение? Как жестоко создать человека для того, чтобы обречь его на вечные муки и унижения!» Почему же люди не думают о справедливости, когда поступают вероломно и калечат чужие судьбы? Почему они не думают о гуманности, когда поддерживают творящих произвол и чинящих несправедливость? Чего ожидают от Аллаха народы, изживающие праведников и жестоко расправляющиеся с верующими? На что рассчитывают язычники, молящиеся вместо Аллаха звездам, иконам и святым?
Поистине, милость Господа нашего объемлет все сущее и опережает Его гнев. Он простит блудницу за то, что она напоила умирающую от жажды собаку, и введет в рай вдову, заботившуюся о сиротах (ал-Бухари и Муслим). Он найдет оправдание для многих, но еще больше будет тех, кто восстал против Аллаха и притеснял Его рабов. Против одного верующего, который попадет в рай, будет девятьсот девяносто девять язычников и лицемеров (Ахмад), а также кровожадных гогов и магогов, которые распространятся по земле в конце времен (ал-Бухари и Муслим). Потому и сказано в хадисе: «Поистине, рядом с другими общинами вы подобны белому волосу на шкуре чёрного быка».
Некоторые улемы, в том числе ал-Кирмани, считали, что соотношение один к тысячи, упомянутое в хадисе, не следует понимать буквально, и что оно указывает лишь на многочисленность грешников. В пользу этого свидетельствует и хадис Абу Хурайры, переданный имамом ал-Бухари, где сказано: «Из каждых ста выведи девяносто девять». Если так, то оба хадиса имеют одинаковый смысл и между ними нет противоречия. Другие считают, что вначале произойдет разделение среди предыдущих общин, и тогда из каждой тысячи в рай попадёт один человек, а потом отделят праведников от грешников среди тех, до кого дошло послание Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и тогда из каждой тысячи в рай попадут десять человек. Есть на этот счет и другие мнение, но правду знает только Аллах.
Суть же в том, что в день воскрешения праведники будут отделены от неверующих и тех, кто походил на них своими деяниями. Одни будут стоять с почерневшими от страха лицами, призывая погибель, а другие будут терпеливо дожидаться расчета, не опасаясь произвола или несправедливости (сура 20 «Та ха», аят 112). О Аллах, Господь наш, сделай наш расчет легким и соедини нас с нашими родителями, супругами и детьми на площади воскрешения и в райских садах! Аминь!