Судьбы людей в день воскрешения будут сильно различаться. Одним будет позволено войти в рай без расчета. Другим напомнят о том, как они жили на земле, но их добрые и дурные дела не будут подсчитаны. Третьи узнают свой приговор после того, как их деяния будут взвешены на весах. Некоторые грешники будут заточены в ад сразу после начала суда и там будут дожидаться своей очереди. Если дело дойдет до расчета, то Аллах потребует от человека признать каждый грех, в котором его обвинят. Верующие смиренно признаются во всем, что совершили, и признают каждое благо, которым Аллах одарил их, а неверующие и лицемеры будут отрицать то, что записали ангелы. Зло разлетится повсюду и вернется к людям, которые совершили его. Суд будет страшным, ибо велики грехи людей и мала их благодарность. Расплата будет так близка, что даже пророки будут молить только о собственном спасении. Но судить людей будет не жестокий тиран, а Всемилостивый Господь.
Аллах будет искать повод для прощения рабов. Он простит все, что они совершили по ошибке, под принуждением или по забывчивости. Он простит тех, кто искренне заблуждался, но старался найти истину. Он напомнит людям о самом неприметном благодеянии, которое они совершили, чтобы вознаградить за него удивительным образом. Он спасет того, кто имел возможность отомстить, но ради Аллаха предпочел прощение. Он простит того, кто сам нуждался в деньгах, но ради Аллаха предпочел помочь брату. А сколько верующих будут прощены только за то, что не придавали сотоварищей Аллаху! В хадисе сообщается, что Всевышний сказал: «О сын Адама, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на твои грехи, пока ты будешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если грехи твои достигнут небесных туч, а потом ты попросишь прощения у Меня, то Я прощу тебя! О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами величиной с землю и предстанешь предо Мной, не приобщив ко Мне ничего, то Я дарую тебе столько же прощения» (ат-Тирмизи).
Каждый приговор Всевышнего будет исполнен мудрости, но трудно постичь эту мудрость, рассуждая земными категориями. Как вообще можно понять, что Аллах простит блудницу за то, что она напоила изнывавшую от жажды собаку (ал-Бухари и Муслим), и накажет верующую женщину, которая обижала соседей? Или как можно понять, что в рай попадет человек, который не совершил ни единого доброго поступка и даже надеялся, что Аллах не сумеет воскресить его?! Когда смерть подступила к нему, он завещал своим сыновьям предать его тело огню, а потом развеять половину его праха по земле, а половину — по морю. «Клянусь Аллахом, — сказал он, — если Аллах сумеет воскресить меня, то накажет так, как не наказывал никого из людей». Когда он умер, сыновья исполнили его завещание, а в день воскрешения Аллах призовет его и спросит: «Почему ты поступил так?» Он ответит: «Господи, из страха перед Тобой, и Ты знаешь это». И тогда Аллах Всемогущий простит его (ал-Бухари и Муслим).
Превелик Аллах! Он любит прощать и не радуется тому, что грешники попадают в ад. Он сотворил нас, одаряет нас благами и принимает наши молитвы. Он радуется нашему покаянию и готов бежать навстречу нам. Он принимает нас такими, какие мы есть, и готов простить нас, стоит нам попросить прощения. Поэтому даже грешные среди нас имеют шанс на спасение, если в их сердцах нет гордыни и искрится крупица добра. Но воспользуется ли человек своим шансом? Сумеет ли он дать повод для того, чтобы Аллах простил его? Как он поступит, когда его спросят за совершенные грехи и преступления? Станет ли он оправдываться или смиренно признает свою вину? В тот день никому не удастся кривить душой, и язык извлечет то, что человек скрывал в потемках своей души. Лжец будет продолжать лгать, а лицемер — ухищряться. Когда грешнику вынесут обвинительный приговор, ад начнет глубоко дышать и реветь, как мулица ревет при виде ячменя. И будет грешник, не приобщавший сотоварищей к Аллаху. Когда ангелы поволокут его, ад попятится назад и сожмется, и Аллах спросит: «Что с тобой?» Ад ответит: «Он ищет у Тебя защиты от меня». Тогда Аллах прикажет ангелам: «Отпустите Моего раба». И будет грешник, которого поволокут в ад, а он воскликнет: «Господи, я не думал, что Ты поступишь со мной так!» Всевышний спросит: «Что же ты думал?» Он ответит: «Что попаду под милость Твою». Тогда Аллах прикажет: «Отпустите Моего раба» (Тафсир Ибн Касир).
Господи, укрепи сердца наши в этом мире и в тот час, когда смерть придет за нами! Поддержи нас словом истины в могиле и в тот день, когда мы предстанем перед Тобой! Облегчи наше положение и не предоставляй нас самим себе ни на мгновение ока! Аминь!