В далеком уже 2010 году в «Живом журнале» одного из моих друзей состоялась примечательная дискуссия об исторических фальсификациях. Там я сказал, что «музей Айя-София» правильно воспринимать не как бывший христианский храм, а как бывшую мечеть. Естественно, многие со мной не согласились. Причём аргументы спорщики приводили настолько стандартные, что их можно смело транслировать на всех «храмовников».

Приведу комментарий одного из них дословно: «Вы поклонник творчества Носовского и Фоменко? Или просто так плохо знаете историю? Откуда, интересно, в Святой Софии все эти христианские изображения? И что будем делать с византийскими документами, из которых следует, что Святая София строилась именно как христианский храм и там проводились богослужения?»

Если отбросить стандартное, опять-таки, самомнение и невоспитанность «храмовников», то в сухом остатке получаем, что, по их мнению, построили Айя-Софию давным-давно, каковой «исторический факт» подтверждается множеством «византийских документов» и наличием в ней «христианских изображений». Ну что ж, давайте попробуем в этом разобраться.

Сразу сделаю небольшое отступление касательно происхождения «множества византийских документов». Относительно достоверности «исторических источников» мы говорили неоднократно, сейчас же просто приведу цитату из повести известного советского писателя и сценариста Эфраима Севелы «Остановите самолет, я слезу»:

«У малых, забитых при царизме народов такие исполнители (фольклорных песен – Т.Ш.) называются, я точно не помню, как что-то вроде ашуг-акын. Его переводчик, мой клиент, выдумал этого ашуга, сотворил из ничего, писал всё сам, выдавая за перевод с оригинала. И огребал за это денег несметное количество. А ашугу — слава на весь СССР. Ему ордена и медали».©

Эфраим Севела (до эмиграции в Израиль — Ефим Драбкин) не понаслышке знал, о чём писал, и лично принимал участие в процессе «создания» подобных «светочей культуры»:

«Мой знакомый переводчик-еврей клепает за него стихи, поэмы, былины. День и ночь. Дым столбом. Мозоли на пальцах. И всё анонимно. Но соответственно — за солидный гонорар. В Дворянском гнезде появились десятки и, пожалуй, сотни так называемых переводчиков с языков братских народов СССР. И все с еврейскими носами».©

Оставив без рассмотрения моральные аспекты подобного «творчества», обратим внимание на саму технологию изготовления «источников». Она неизменна. Разве что цели, которые, как известно, «оправдывают средства», у всех разные. Но чисто технически какой-нибудь «Прокопий Кесарийский» и другие «источники» «храмовников» именно по этой схеме и созданы. Просто почитайте их официальные биографии.

Но даже если поверить им на слово, о чём же говорят эти самые «источники» по поводу Айя-Софии?

В них утверждается, что собор был построен в 324—337 годах, но в 404 году, во время народного восстания, полностью сгорел.

Через какое-то время церковь отстроили заново, но пожаром 415 года она была полностью уничтожена.

Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Но в 532 году, во время восстания «Ника», базилика Феодосия полностью сгорела.

Упрямые византийцы не сдались и спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел построить на его месте новую церковь. «Источники» сообщают, что под их руководством лучших архитекторов того времени Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, «при непосредственном участии небесных сил» (!), трудилось ежедневно по 10 тысяч (!) рабочих. Строительство собора поглотило три годовых дохода (!) Византийской империи. С целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, Юстиниан использовал на его украшение гигантское количество золота, серебра и слоновой кости. Но уже через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора;

Во время землетрясения 989 года здание снова очень сильно пострадало. Его подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол «перестроил» «армянский архитектор Трдат», сделав его «более возвышенным».

Дальше — больше. В 1204 году Константинополь был разграблен и практически полностью разрушен крестоносцами. Разграбление коснулось и собора, и от его роскоши и сказочных богатств ничего не осталось.

Но всему на свете приходит конец, и в 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь. При нём собор стал мечетью Айя-София, а к существующим постройкам был добавлен кирпичный минарет. Ещё один минарет был пристроен в период правления его сына Баязида II.

Во второй половине XVI века при султане Селиме II архитектор Синан укрепил постройку ещё несколькими контрфорсами и арками, а также добавил два больших минарета в западной части, что существенно изменило внешний вид храма.

То есть все «источники» преподносят нам одну, хоть и не очень вразумительную картину — церковь есть, и она очень-очень древняя. Правда, в результате постоянных пожаров, землетрясений, восстаний, завоеваний, перестроек и прочих неурядиц от неё почти ничего не осталось, но все равно, она очень-очень древняя. Хороший сюжет для Михаила Жванецкого.

Что интересно, после завоевания Константинополя османами никаких происшествий с Айя-Софией уже не случалось. Более того, весь христианский мир как-то одномоментно «позабыл» про свою «святыню». И не вспоминал 400 лет, вплоть до середины XIX века, когда в 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии. Работы продолжались два года. Реставраторы потрудились на славу, обнаружив в мечети «сокрытые слоями извести византийские мозаики». Они их «частично расчистили» и показали султану.

Здесь стоит обратить внимание на фигуру Абдул-Меджида I, который был известен своим увлечением западной культурой. При нём законодательство было реорганизовано по образцу французского кодекса Наполеона, немусульманам разрешили служить в армии, были приняты национальный гимн и флаг. Именно он 3 ноября 1839 года издал знаменитый Хатт-и-шериф, в котором были изложены основные принципы Танзимата, широкомасштабных социально-экономических реформ по западному образцу.

Результатом этих реформ стало банкротство Османской империи. В 1863 году, уже после смерти Абдул-Меджида I, его преемник Абдул-Азиз I был вынужден учредить для управления финансами империи центральный банк. Концессия на организацию этого банка была выдана английским и французским финансистам сроком на 30 лет (затем продлена ещё на 50 лет). По условиям концессии, именно этот банк обслуживал все операции государственной казны. Более того, он обладал исключительным правом эмиссии денег, действительных на всей территории империи. При этом, формально будучи государственным, на деле этот банк принадлежал английскому и французскому, а с 1875 года ещё и австрийскому капиталу.

То есть деятельность Абдул-Меджида I привела к фактической потере Османской империей финансовой независимости. И вот именно этот султан повелел оставить открытой часть «найденных» в Айя-Софии «византийских орнаментов», но «повторно забелить все лики святых».

Любопытно, что в ходе своих изысканий братья Фоссати обратились за поддержкой в «сохранении исторического наследия» не к кому-либо, а к российскому императору Николаю I, который в 1848 году «выразил интерес» к трудам предприимчивых итальянцев. Однако поражение Российской империи в Крымской войне 1853-56 гг. не позволило этот «интерес» развить. На Парижском конгрессе представители держав взяли Константинополь под своё крыло. Разочарованные «реставраторы» были вынуждены отказаться от амбициозных планов, ограничившись составлением подробных описаний «найденных» ими в Айя-Софии «изображений святых», которые они якобы «вновь закрыли».

Тем временем дело шло к мировой войне, и к началу ХХ века в Европе выстроилась целая очередь претендентов на османские владения. Оказались востребованы и «находки» братьев Фоссати. Конечно же, они сразу произвели «огромное впечатление» на европейскую публику, вызвав всплеск увлечения Византией и её искусством. До того западному ценителю были доступны лишь произведения византийцев, что находились в Италии. Теперь же речь шла о возможности ознакомиться с «древними шедеврами» прямо на месте. А если для удобства и безопасности «любителей искусства» пришлось бы ввести войска в Османскую империю, то тем хуже для неё, как говорится.

Так что колоссальный интерес к мечети Айя-София случился как нельзя кстати. Она была объявлена «величайшей христианской святыней», которую захватили и злостно удерживают турки-мусульмане. Естественно, масла в огонь старательно подливали греки, не так давно усилиями Великих Держав получившие независимость. К слову, усилия эти выразились отнюдь не в моральной поддержке «греческих повстанцев», а в открытой военной интервенции.

Османская империя виделась Антанте исключительно жертвенным агнцем, назначенным на заклание. Балканские войны, Итало-турецкая война 1911-12 гг. — это были звенья одной цепи. Соглашение Сайкса-Пико от 1916 г. подразумевало разделение Турции между Англией, Францией, Россией и Италией. Варианты сохранения Турции как независимого государства даже не рассматривались.

Но к 1918 году всё изменилось — сначала рухнула Российская империя, а затем в Игру™ вступили США. Неожиданные результаты Первой мировой войны заставили изменить варианты решения «турецкого вопроса». В 1922 году греческие оккупационные войска были разгромлены наголову, и националисты-республиканцы во главе с Кемалем Ататюрком окончательно утвердились во власти. Англичане убрались из Турции несолоно хлебавши.

Мир вступил в фазу «войны за британское наследство», и заинтересованные лица, в первую очередь США, стали готовить почву для ниспровержения английской, шире — европейской, гегемонии. Атака шла со всех сторон. Так, американскими усилиями на необъятных просторах Северной Евразии, из разрозненных частей поверженной Российской империи, словно монстр Франкенштейна, возникло новое могущественное государство — СССР. Причём восстановленный большевиками Московский патриархат Русской православной церкви явно противопоставил себя Ватикану и другим христианским органам Европы. И, конечно же, мечта воплотить вековую мечту русских царей о Царьграде-Константинополе не оставляла лидеров новой, уже «советской» России. Что вполне устраивало лидеров американских.

Для обоснования этой мечты лозунг «Освобождения Храма Святой Софии» подходил куда лучше меркантильных рассуждений о контроле над черноморскими Проливами. Поэтому совершенно неудивительно, что новая вспышка интереса к Айя-Софии обязана собой именно американцу.

Томас Уиттемор был человеком очень разносторонним. Бакалавр английской литературы, он преподавал в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. С 1911 года до конца жизни — американский представитель в Обществе исследования Египта. В 1915—1916 годах восемь месяцев провёл в России. Сыграл большую роль в жизни молодого поколения русской эмиграции 1920-х годов, учредив большое количество стипендий для русских студентов за рубежом.

В 1930 году Уиттемор основал Византийский институт Америки и сразу же получил аудиенцию у Мустафы Кемаля. Судя по всему, там он сделал главе турецкого государства «предложение, от которого невозможно отказаться». По легенде, на следующий день после встречи Ататюрк собственноручно наклеил на дверях Айя-Софии им же написанную записку: «Закрыто на ремонт». Уиттемор получил, что хотел — разрешение на «изучение и восстановление фресок Софийского собора».

Результат не замедлил сказаться. За четыре года Уиттемор и десятки его сотрудников не только «расчистили» те мозаики, что «закрыли» братья Фоссати, но и «нашли» множество новых, никогда никем не виданных. Таких как громадный «Деисус», датированный 1261 годом. Сомнений в «историчности» «Собора Святой Софии — Премудрости Божией» не осталось ни у кого. Или почти ни у кого.

Можно ещё очень много говорить о различных нестыковках и тонкостях официальной истории Айя-Софии. Но уже на этом этапе понятно, что:

— комплекс зданий и сооружений под общим названием «Айя-София» до 1930 года был мечетью, а потом стал музеем, и это — единственное, что можно утверждать со стопроцентной вероятностью;

— следов прежних построек на территории мечети нет. Все «исторические здания» были многократно разрушены, разграблены, перестроены ещё до 1453 года. То же, что называют «древними постройками», либо существующая мечеть, либо «найдено» после 1923 года;

— «византийские документы», даже если они не сфальсифицированы, подтверждают, что «древний собор» не сохранился;

— все «христианские изображения» в мечети «найдены» после 1847, а большинство — после 1923 года.

В принципе, этой информации вполне достаточно, чтобы сделать правильный вывод о том, кому и зачем нужен ажиотаж вокруг «поругания мусульманами христианской святыни». Но, как написал мой давешний оппонент в ЖЖ: «Вы правы, лично мне в данном случае что-то объяснять бесполезно, Вам не удастся меня разубедить» ©. Ни больше ни меньше. Вопрос Айя-Софии для многих стал делом не знания, но убеждения. Потому и ведутся люди на столь явные обманы злокозненных «историков», что сами хотят этого. Ведь как давно известно:

ТОГО ОБМАНЫВАТЬ НЕСЛОЖНО, КТО САМ ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД.