Вопрос: Если женщина по уважительной причине пропустила несколько дней поста в рамадане, должна ли она возместить эти дни, прежде чем будет поститься шесть дней в шаввале? Есть хадис о том, что мать верующих Аиша, да будет доволен ею Аллах, возмещала посты, пропущенные в рамадане, в месяце шабане. Если мы будем поступать так же, засчитаются ли нам дополнительные посты в шаввале и в течение года?
Прежде чем ответить на этот вопрос, отмечу, что между законоведами четырёх мазхабов не было согласия по поводу шести дней поста в шаввале.
Имамы Малик и Абу Ханифа считали, что поститься шесть дней в шаввале нежелательно. В «Муватте» (867) сообщается, что Малик сказал об этом: «Я не видел, чтобы кто-либо из ученых и факихов поступал так, и об этом мне не рассказывал никто из праведных предшественников, и обладающие знанием считают это нежелательным и опасаются, что это нововведение и что невежды станут добавлять к рамадану то, что не относится к нему, если увидят, что ученые разрешают поститься эти дни и сами поступают так».
Как разъясняет имам аш-Шатыби, это мнение Малика было примером садд аз-зараи, то есть предотвращения большего зла [Мувафакат 3/199]. Данный принцип занимает важное место в маликитском мазхабе, и суть его в том, что поступок, который в основе своей дозволенный, запрещается для того, чтобы предотвратить какой-нибудь греховный поступок. То есть имам Малик и мединские законоведы не постились в шаввале и не рассказывали о пользе поста в течение шести дней этого месяца для того, чтобы малограмотные мусульмане не смешивали обязательный пост в рамадане с дополнительными постами. По этой же причине Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил поститься в день сомнения, то есть в последний день шабана, если погодные или астрономические условия не позволили увидеть новую луну.
Но если поститься в день сомнения запрещено на основании ясного текста, то запрета на пост в шаввале нет. Наоборот, есть хадисы, которые не были известны имаму Малику, о пользе и превосходстве поста в течение шести дней в шаввале. Сообщается со слов Абу Айюба аль-Ансари, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постился рамадан и следом — ещё шесть дней в шаввале, тот будто постился всю жизнь» [Муслим 1164].
Смысл этого раскрывается в другом хадисе, переданном со слов Саубана: «Кто постился рамадан и шесть дней после разговения, тот постился целый год». После этого Посланник, мир ему и благословение Аллаха, прочёл аят: «Тому, кто принесёт с собой добро, воздастся десятерицею» (сура 6 «Скот», аят 160)
[Ибн Маджа 1715, Сахих аль-джами 12274]. Если же верующий повторяет это каждый год, то он будто постился целую жизнь.
Хадисы на эту тему также рассказывали Джабир, Абу Хурайра, Ибн Аббас, Ибн Умар, аль-Бара ибн Азиб, Ганнам, Шаддад ибн Аус, Аус ибн Аус. Поэтому шафииты, ханбалиты и большинство ханафитов считали желательным поститься шесть дней в шаввале [Бадаи ас-санаи 2/556, Фуру Ибн Муфлих 5/84].
Ан-Навави пишет: «Желательно поститься шесть дней подряд и в начале шавваля, но разрешается делать перерывы между ними и отложить их до конца шавваля. Кто поступит так, тот исполнит сунну, потому что в хадисах не уточняется, когда именно нужно поститься в шаввале. Среди наших учёных [шафиитского мазхаба] нет разногласий в этом вопросе, и так же считали Ахмад и Давуд» [Маджму 6/427].
Ибн Кудама пишет: «Эти шесть дней можно поститься подряд или с перерывами, в начале месяца [шавваля] или в конце его — без никакой разницы, потому что в хадисе говорится о посте вообще, без каких-либо уточнений, и потому что превосходства этого поста в том, что вместе с рамаданом он составляет тридцать шесть дней, а за каждый благой поступок награда записывается в десятикратном размере, то есть получается 360 дней, а это целый год» [Мугни 4/440].
Некоторые ученые считали, что поститься сразу после Ураза-байрама неправильно, потому что это дни радости, и что начинать пост в шаввале нужно за три дня до полнолуния. Такое мнение высказывали Мамар и Абд ар-Раззак. Передают, что Ата считал нежелательным добровольный пост сразу после возмещения поста, пропущенного в рамадане, и велел делать перерыв между ними. Но в этом вопросе он противоречил другим ученым, и большинство разрешало поститься уже на следующий день после Ураза-байрама [Лятаиф аль-маариф, с. 257].
Что же касается возмещения постов, пропущенных в рамадане, до или после дополнительных постов в шаввале, то на этот счёт тоже есть разные мнения.
Одни считают, что возместить пропущенные дни поста нужно сразу после рамадана, как только появится такая возможность, а уже потом поститься дополнительные дни шавваля. Иначе шесть дней шавваля нельзя приплюсовать к тридцать дням рамадана и награда, равная посту в течение целого года, не записывается. Если же человек по уважительной причине не постился весь рамадан и эта причина исчезла, например, в начале шавваля, то он должен сразу же возместить пропущенный рамадан, а шесть дней шавваля перенести на зуль-кааду [Тухфа аль-мухтадж 3/457].
Шейх Ибн Усаймин пишет: «Желательно поститься эти дни после возмещения постов, пропущенных в рамадане, а не до того, и если у человека остались посты с рамадана и он постился шесть дней в шаввале, то он не получит обещанную награду, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постился рамадан…» Если же у человека остались посты с рамадана, то о нём нельзя сказать, что он постился рамадан. Нет, он постился часть рамадана. Этот вопрос не связан с разногласиями о дозволенности дополнительных постов до возмещения обязательных, потому что шесть дней в шаввале Пророк, мир ему и благословение Аллаха, связал с постом в рамадане. Некоторые ошибочно полагают, что данное мнение связано с тем, что дополнительные посты не засчитываются до возмещения обязательных. Мы уже обсудили этот вопрос и отдали предпочтение мнению о том, что дополнительные посты в таких случаях засчитываются, если есть достаточно времени для возмещения обязательных» [Шарх мумти 6/466].
Другие считают, что награда, равная посту в течение целого года, засчитывается и в том случае, если человек постился в шаввале до того, как он возместил пропущенные дни рамадана. Но записывается эта награда уже после того, как он возместит пропущенные посты. Ибн Муфлих пишет: «Понимается, что тот, кто постился шесть дней в шаввале и возместил пропущенные дни рамадана (если он пропустил их по уважительной причине), получает награду за это» [Фуру 5/86].
Принимая во внимание имеющиеся разногласия и отсутствие ясного и категоричного довода в пользу того или иного мнения, предпочтительнее сначала возместить пропущенные дни рамадана, а потом держать дополнительные посты. Но если по какой-то причине человек боится не успеть продержать шесть постов в шаввале и не хочет упускать обещанную награду, то мы надеемся, что Аллах примет его усердие, если он сначала продержит дополнительный пост, а потом возместит те дни, что остались с рамадана. Это лучше, чем переносить дополнительный пост на зуль-кааду, потому что особая награда связана именно с постом в шаввале. А Аллах знает лучше.
Читайте также: Когда нужно закрепить намерение о соблюдении дополнительного поста?