Использование мисвака в обычное время является желательным, по мнению подавляющего большинства богословов. Основанием для этого являются слова Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Если бы это не обременило мою общину, я велел бы ей чистить зубы мисваком перед каждой молитвой» (аль-Бухари 887, Муслим 252). Однако улемы разошлись во мнениях по поводу использования мисвака во время поста [Маджму 1/271, Мугни 1/72].
Одни считали, во время поста использовать мисвак желательно только до полудня, а после полудня — нежелательно. Этого мнения придерживались Абу Саур, Ата, Исхак ибн Рахавайхи, шафииты и ханбалиты. В качестве аргумента они ссылались на слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, неприятный запах изо рта постящегося для Аллаха приятнее, чем запах мускуса» (аль-Бухари 1894, Муслим 1151). А раз так, то удалять его нежелательно, как нежелательно смывать кровь с тела мученика или расчёсывать волосы в состоянии ихрама.
Согласно другому мнению, мисвак желательно использовать во время поста так же, как и в обычные дни. Так считали Умар, Ибн Аббас, Аиша, Ибрахим ан-Нахаи, Ибн Сирин, Урва ибн аз-Зубайр, Малик ибн Анас, а также ханафиты и маликиты. Они опирались на то, что хадисы о желательности использования мисвака имеют общий смысл, а также на хадис Амира ибн Рабии о том, что он видел несчётное количество раз, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, чистил зубы мисваком во время поста (Ахмад 3/445, Абу Давуд 2364, ат-Тирмизи 725).
Также сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Использование мисвака — одно из лучших качеств постящегося» (Ибн Маджа 1677, слабый хадис).
Что же касается хадиса о неприятном запахе изо рта, то его невозможно удалить мисваком, потому что во время поста запах исходит из полости желудка.
Таким образом, наиболее близким к истине является мнение о том, что использование мисвака постящимся желательно в любое время. Не лишним будет отметить, что зубная щётка имеет такое же положение, как и мисвак, и всё сказанное выше относится и к ней и к прочим средствам ухода за зубами. А Аллах знает лучше.