Абу Давуд рассказывал, что спросил имама Ахмада: «Если состоятельная женщина не имеет махрама, обязана ли она совершить хадж?» Он ответил: «Нет». Этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, Ибрахим ан-Наха‘и, Абу Ханифа, Исхак б. Рахавейх, Ибн аль-Мунзир. Согласно одному из сообщений, это суждение высказывал и имам аш-Шафи‘и. Оно опирается на хадис ‘Абдуллаха б. ‘Аббаса о том, что во время одной из проповедей Посланник Аллаха сказал: «Мужчина не должен находиться наедине с женщиной, если рядом с ней нет махрама, и женщина не должна отправляться в путешествие, если рядом с ней нет махрама». В это время один из присутствующих встал и сказал: «Посланник Аллаха, моя жена отправляется в хадж, а мне предписано отправляться в поход». Тогда он сказал: «Ступай и отправляйся в хадж вместе с женой». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и в такой форме он приводится у Муслима.
Некоторые богословы ханбалитского толка полагали, что женщина имеет права отправиться в обязательный хадж (т.е. совершить хадж в первый раз) без махрама. Ибн Сирин, Малик, аль-Ауза‘и, аш-Шафи‘и и другие считали, что присутствие махрама вообще не является условием хаджа. Малик разрешал отправиться в путь вместе с группой женщин. Аш-Шафи‘и разрешал совершить хадж вместе со свободной мусульманкой, заслуживающей доверия.
Эти суждения опираются на слабый хадис, переданный ад-Даракутни со слов Анаса б. Малика. В нем сообщается, что Пророка спросили: «Посланник Аллаха, что значит быть способным проделать путь?» Он ответил: «Нужно иметь провиант и верховое животное». Ат-Тирмизи передал похожий хадис со слов Ибн ‘Умара, но его иснад очень слабый.
Еще одним аргументом в пользу этого мнения являются слова Пророка : «Близко то время, когда женщина одна выйдет в путь из Хиры и устремится к Каабе, не опасаясь никого, кроме Аллаха». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Ученые объясняли это тем, что каждый состоятельный человек обязан совершить паломничество один раз в жизни, и поэтому женщина обязана отправиться в такую поездку, даже если с ней нет махрама. Некоторые даже сравнивали ее положение с положением женщины, которая сбежала из плена и вынуждена одна добираться домой.
Однако совершенно очевидно, что между такой вынужденной поездкой и добровольным решением отправиться в хадж без махрама существует большая разница. Есть много преданий о том, что женщине запрещается отправляться в путешествие без махрама. Например, аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк сказал: «Женщине не разрешается отправиться в поездку, продолжающуюся один день или одну ночь, без махрама».
Это значит, что хадж и малое паломничество становятся обязательными для женщины только тогда, когда у нее есть махрам. Более того, махрам должен быть согласен отправиться в паломничество вместе с ней. Если он не намерен отправиться в хадж вместе с женщиной, то этот обряд не является обязательным для нее. И если состоятельная женщина умерла, не совершив хадж и малое паломничество из-за отсутствия махрама, который бы отправился в путь вместе с ней, то она не совершила греха. Следовательно, из ее наследства необязательно выделять имущество для того, чтобы люди совершили хадж от ее имени.
Тут возникает вопрос: засчитывается ли хадж женщине, если она отправилась в путь без махрама?
Согласно наиболее предпочтительному мнению, засчитывается. Ибн Теймийя сказал: «Хадж, совершенный женщиной без махрама и тем, кто не имел достаточно средств, засчитывается. Одним словом, если человек, который не обязан совершить хадж из-за болезни, отсутствия средств, физического недуга, перекрытия дорог, отсутствия махрама (у женщины) и т.п., выполнил обряды паломничества, то его хадж засчитывается. Одни из них поступают правильно, например, тот, кто отправляет в хадж пешком, а другие неправильно, например, тот, кто просит милостыню, чтобы совершить хадж, или женщина, у которой нет махрама. Но хадж засчитывается каждому из них, потому что они полностью подходили для этого. Если же кто-либо из них поступил неправильно, то его грех относится к поездке, а не к ее цели». А лучше всего об этом известно Аллаху.