Из многочисленных хадисов известно, что жертвоприношение — один из важнейших обрядов, совершаемых в Праздник жертвоприношения. Однако между учеными были разногласия относительно его обязательности.

Большинство богословов, в том числе Абу Бакр ас-Сыддик, ‘Умар б. аль-Хаттаб, Билал б. Рабах, Абу Мас‘уд аль-Бадри, Са‘ид б. аль-Мусайяб, ‘Алкама, аль-Асвад, ‘Ата, Абу Йусуф, Малик, Ахмад, Исхак, Абу Саур, аль-Музани, Ибн аль-Мунзир, Давуд аз-Захири и др., считали жертвоприношение в этот день желательным, но не обязательным. Имам аш-Шафии считал жертвоприношение крайне желательным (сунна муаккада). Согласно другому сообщению, он относил его к коллективной обязанности (фард аль-кифайа).

Ибн Хазм писал, что нет ни одного достоверного сообщения о том, что кто-либо из сподвижников считал жертвоприношение обязательным предписанием.

Одним из аргументов в пользу такого суждения является хадис Джабира: «Я совершил намаз вместе с Посланником Аллаха в праздник жертвоприношения, и после его завершения к нему подвели барана, и он зарезал его, сказав: “Во имя Аллаха! Аллах превелик! О Аллах, это — от меня и от тех членов моей общины, которые не принесли жертвы”». Хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, однако из него не следует, что имеющий достаток не обязан совершать жертвоприношение.

Самым веским доводом в пользу необязательности жертвоприношения можно признать хадис Умм Саламы о том, что Пророк сказал: «Когда наступят первые десять дней [месяца зу-ль-хиджа], пусть тот из вас, кто вознамерился совершить жертвоприношение, не стрижет волосы и не удаляет их с тела». Этот хадис передал Муслим. Однако можно предположить, что здесь исключение сделано не для тех, кто не желает совершать жертвоприношения, а для тех, кто не имеет такой возможности.

В некоторых хадисах недвусмысленно говорится, что жертвоприношение в праздник жертвоприношения необязательно, однако иснады этих преданий не лишены недостатков. Есть сообщения о том, что несколько сподвижников, в том числе Абу Бакр, ‘Умар б. аль-Хаттаб, Ибн ‘Аббас, Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Умар и Билал, иногда не приносили жертвы в праздничный день, однако их поступки не являются веским аргументом.

Абу Ханифа, аль-Ауза‘и, аль-Лейс и некоторые другие считали, что совершить жертвоприношение обязан каждый, кто имеет достаток. Распространено суждение Абу Ханифы о том, что совершать его обязан тот, кто находится в постоянном месте проживания и владеет облагаемым закятом минимумом имущества.

Аргументом в пользу этого является хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек имел возможность принести жертву и не сделал этого, то пусть не приближается к месту нашего моления». Его передали Ибн Маджа, Ахмад, Ибн Абу Шейба, ад-Даракутни и аль-Хаким, причем последний назвал его достоверным.

Следовательно, если имеющий достаток не намерен совершить жертвоприношение, то ему запрещено даже присутствовать на праздничном намазе. Это ясно указывает на то, что жертвоприношение является обязательным для тех, кто обладает достатком.

На обязательность этого предписания указывает и хадис, переданный со слов Джундуба б. Суфьяна аль-Баджали: «Кто совершил жертвоприношение до намаза, пусть зарежет еще одного барана вместо тех, что он уже зарезал. А кто еще не совершил жертвоприношения, пусть сделает это с именем Аллаха».

В другом хадисе, переданном со слов аль-Бары б. ‘Азиба, говорится: «Кто совершил жертвоприношение до намаза, пусть повторит его, а кто совершил его после намаза, тот выполнил жертвоприношение правильно, в соответствии с обычаями мусульман». Оба хадиса передали аль-Бухари и Муслим.

Содержащийся в этих преданиях приказ Пророка подразумевает обязательность этого предписания, и у нас нет оснований для того, чтобы лишать его категоричности. А лучше всего об этом известно Аллаху!