У Аллаха — пречист Он и возвышен! — две руки, которые соответствуют Его величию и совершенству. Они нисколько не похожи на руки творений. Всевышний сказал: «Обе руки Его простёрты» (сура 5 «Трапеза», аят 64). Укоряя Иблиса в непослушании и отказе от преклонения перед Адамом, Аллах сказал: «Он сказал: “О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими двумя руками?”» (сура 38 «Сад», аят 75).

До нас дошло много хадисов, в которых наряду с восхвалением Всеблагого и Всевышнего Господа упоминаются Его руки и сообщается, что они исполнены блага. Так, Господь обратится к обитателям рая и скажет им: «О обитатели рая!» Они ответят: «Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, и благо — в Твоих руках» (аль-Бухари 7518).

В день воскресения наш Господь воззовёт к Адаму, и тот ответит: «Я здесь и готов служить Тебе, и всё благо — в Твоих руках» (аль-Бухари 6530, 3348; Муслим 201).

В мольбе, которую посланник, мир ему и благословение Аллаха, читал во время ночного намаза (кийам ал-лайл), говорится: «Я здесь и готов служить Тебе, и благо — в Твоих руках» (Муслим 771).

Произнося тальбию, Ибн ‘Умар говорил: «Я здесь и готов служить Тебе, и благо — в Твоих руках» (Муслим 1184).

Руки Господа простёрты 

Пречистый Аллах щедр и простирает Свои руки, одаряя рабов: «Обе руки Его простёрты: Он расходует, как пожелает» (сура 5 «Трапеза», аят 64).

Он простирает Свои руки ночью и днём, чтобы принять покаяния рабов. Передают, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах простирает Свою руку ночью, чтобы покаялся тот, кто согрешил днём, и простирает Свою руку днём, чтобы покаялся тот, кто согрешил ночью. И так продолжается до тех пор, пока солнце не взойдёт на западе» (Муслим 276).

Творения, которые Милостивый создал Своей рукой 

Для Аллаха нет ничего невозможного, и стоит Ему пожелать чего-либо и сказать: «Будь», как его желание сбывается. Несмотря на это, Он оказал почтение некоторым творениям и создал их Своими руками, что указывает на их высокое положение и на заботу Аллаха о них. В писании Аллаха и в сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, сообщается, что Аллах создал Своими руками следующие творения:

1. Адам 

Поэтому Всевышний Аллах сказал Иблису: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими двумя руками?» (сура 38 «Сад», аят 75).

В длинном хадисе о заступничестве говорится: «Они придут к Адаму и скажут: “Ты — Адам, отец людей. Аллах создал тебя Своей рукой и поселил в Своём раю». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.

В хадисе о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Муса сказал Адаму: «Ты — тот самый Адам, которого Аллах создал Своей рукой? Он вдохнул в тебя от Своего духа…» (Муслим 2652).

Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил, что создал Адама Своими руками, и посланник, мир ему и благословение Аллаха, поведал о том, что люди, обращаясь за помощью к Адаму, упомянут это как самое славное из его достоинств. Пророк Муса тоже отметил эту особенность, которой Аллах почтил Адама. О каком превосходстве Адама над остальными людьми можно было бы говорить, если бы под рукой Аллаха здесь подразумевалось Его могущество?

2. Его рукой написана Тора 

В некоторых версиях хадиса о споре между Адамом и Мусой сообщается, что Адам сказал Мусе: «Ты — тот самый Муса, которого Аллах избрал для беседы с Ним? Он начертал для тебя Тору Своей рукой…» (Сахих Абу Давуд 3934; Сахих Ибн Маджа 65). В другой версии, упомянутой в обоих «Сахихах», говорится: «Аллах избрал тебя для беседы с Ним и начертал для тебя Своей рукой» (аль-Бухари 6614; Муслим 2652).

3. Его рукой сделана надпись, которая хранится возле Него 

Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах завершил сотворение, Он написал надпись, которая находится у Него над троном: “Моя милость одолевает или опережает Мой гнев”».

В другой версии говорится: «Поистине, до начала творения Аллах написал надпись: “Моя милость опережает Мой гнев”. Это записано у Него над троном» (аль-Бухари 7553, 7554; Муслим 2751).

Ибн Маджа передал хадис со слов Абу Хурайры в следующем виде: «До начала творения ваш Господь предписал Себе Своей рукой: “Моя милость опережает Мой гнев”» (Сахих Ибн Маджа 156).

Существование надписи, сделанной рукой Милостивого, подтверждается в сборнике «Китаб ас-сунна» Ибн Абу ‘Асима (608): «Завершив сотворение мира, Всевышний Аллах Своей рукой написал надпись, которая находится у Него: “Моя милость одолевает или опережает Мой гнев”. И она хранится у Него над троном».

4. Его рукой посажены сады Эдема 

В «Сахихе» Муслима (189) приводятся следующие слова посланника, мир ему и благословение Аллаха: — Муса спросил своего Господа: «Кто займёт самое низкое место в раю?» Он ответил: «Мужчина, который придёт туда после того, как обитатели рая уже войдут в него. Ему будет сказано: “Войди в рай”. Он спросит: “Господи, как? Ведь люди уже заняли там свои места и взяли то, что им причиталось”. Ему скажут: “Ты будешь доволен, если получишь царство одного из земных царей?” Он скажет: “Я буду доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь это, и ещё столько же, и ещё столько же, и ещё столько же”. В пятый раз он скажет: “Я доволен, Господи”. Ему скажут: “Ты получишь это и в десять раз больше в придачу, а также всё, что пожелает твоя душа и чем насладится твой взор”. Он скажет: “Я доволен, Господи”». Муса спросил: «Господи, а кто займёт самое высокое место?» Он сказал: «Те, кого Я пожелаю [поместить туда]. Блага для них Я взрастил Своей рукой и запечатал. Их не видели глаза, не слышали уши, и о них даже не помышляла человеческая душа».

Потом пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это находит подтверждение в писании Могучего и Великого Аллаха: “Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали” (сура 32 «Земной поклон», аят 17)». Аллах сообщил, что посадил сады для них Своей рукой.

Величие рук Аллаха 

В писании Аллаха сказано: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в день воскресения будет всего лишь пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его десницей» (сура 39 «Толпы», аят 67).

В обоих «Сахихах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения Аллах возьмёт в руку землю и свернёт небо Своей десницей, а потом скажет: “Я — Царь! Где же земные цари?”» (аль-Бухари 4812; Муслим 2787).

В «Сахихе» Муслима приводится рассказ ‘Абдаллаха ибн ‘Умара о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения Могучий и Великий Аллах свернёт небеса и возьмёт их правой рукой, а потом скажет: “Я — Царь! Где же тираны? Где заносчивые?” Потом Он свернёт земли левой рукой и скажет: “Я — Царь! Где же тираны? Где заносчивые?”»

В одной из версий говорится: «Я видел, как посланник Аллаха, стоя на минбаре, сказал: “Могучий и Великий Аллах возьмёт небеса и земли в обе руки, а потом скажет: “Я — Аллах! Я — Царь!” При этом он сжал и разжал пальцы. Тут я увидел, как нижняя часть минбара задрожала, и я подумал: “Неужели она упадёт вместе с посланником, мир ему и благословение Аллаха?”» (Муслим 2788).

Обе руки Аллаха правые 

В «Сахихе» Муслима приведены слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Потом Он свернёт земли левой рукой». Ал-Байхаки назвал иснад этой версии слабым и сказал: «Упоминание о левой руке встречается только в версии, рассказанной ‘Умаром ибн Хамзой со слов Салима. Этот же хадис передали Нафи‘ и ‘Убайдаллах ибн Муксим со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, и в нём не говорится о левой руке». Он также подверг критике текст хадиса: «Как он может быть достоверным, если достоверно известно, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал обе руки Аллаха правыми» (аль-Байхаки. Аль-Асма’ ва-с-сифат 1/324).

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Справедливые будут восседать возле Аллаха на тронах (манабир) из света, по правую руку Милостивого, и обе руки Его правые. Это те, которые принимают справедливые решения и справедливы со своими семьями и подчинёнными» (Муслим 1827).

[Рассказчики версии, в которой упоминается левая рука, заслуживали доверия, но учёные подвергли её критике за противоречие между ней и другими версиями, в которых ничего не сказано о левой руке. Но даже если версия ‘Умара ибн Хамзы достоверна, упоминание о левой руке, в принципе, нетрудно совместить с хадисом о том, что обе руки Аллаха правые. Шейхульислам Ибн Таймиййа пишет: «Две руки Аллаха упоминаются во многих хадисах, и в них подчёркивается, что обе руки правые, но десница (правая рука) исполнена большей добродетели. Учёные говорят, что атрибутам творений присущи недостатки, и у человека левая рука уступает правой по силе и функциям, и именно левой рукой совершают неприятные действия, например, прикасаются к нечистотам и грязи. Поэтому пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что обе руки Господа благословенны, лишены любых пороков и недостатков, которые встречаются у творений. Тем не менее, десница Аллаха — лучшая из двух рук, о чём сказано в хадисе об Адаме: “Я выбрал правую руку моего Господа, и обе руки моего Господа правые и благословенные” (его передал ат-Тирмизи, и ал-Албани в комментариях к своду “Мишкат ал-масабих” (3/1322) назвал его достоверным — К. Э.), т. е. они лишены недостатков и не совершают непристойных поступков; напротив, все деяния Его исполнены либо милости, либо справедливости. В обоих “Сахихах” приводится хадис Абу Мусы ал-Аш‘ари о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Десница Аллаха переполнена и не истощается от щедрых даров ночью и днём. То, что в деснице Аллаха, нисколько не уменьшилось от того, что Он раздал после сотворения небес и земли. Другой рукой Он [вершит] справедливость: возвышает и опускает” разъяснил, что правая рука Аллаха исполнена милости, а другая рука — справедливости. И хотя обе руки Его правые, милость всё равно превыше справедливости. Всякое благо от Аллаха есть милость, и это не исходит от другой Его руки. Поэтому нахождение праведников по правую руку Милостивого подчёркивает их превосходство. Коран тоже отдаёт предпочтение людям правой стороны над людьми левой стороны, хотя Аллах подвергнет их мучениям по справедливости. В хадисах и сообщениях тоже указывается на то, что попавшие в правую пригоршню будут счастливы, а попавшие в другую пригоршню — несчастны». См.:. Пророк Ибн Таймиййа, Ахмад ибн ‘Абд ал-Халим. Маджму‘ ал-фатава / Сост. шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн Касим и Мухаммад ибн ‘Абд ар-Рахман. Эр-Рияд: Дар ‘алам ал-кутуб, 1412/1991. Т. 17. С. 92-93. — Прим. пер.]