Абу Ну‘айм в сборнике «Хилья аль-аулия» приводит следующий рассказ аль-Фадля ибн ар-Раби‘:
— Однажды правитель правоверных [Харун] ар-Рашид [приехал в Мекку] для совершения хаджа. Он пришел ко мне, и я поспешно вышел к нему и сказал: «О правитель правоверных, если бы ты послал за мной, я бы сам явился к тебе». Он сказал: «Горе тебе! Меня мучают вопросы. Найди человека, которому я могу задать их». Я сказал: «Здесь есть Суфьян ибн ‘Уяйна (выдающийся куфийский хадисовед)». Он сказал: «Веди меня к нему».
Мы пришли к [Суфьяну], и я постучал в дверь. Он спросил: «Кто там?» Я ответил: «Ответь правителю правоверных!» Он поспешно вышел из дома и сказал: «О правитель правоверных, если бы ты послал за мной, я бы сам явился к тебе». [Харун] сказал ему: «Дай нам то, за чем мы пришли, и да смилуется над тобой Аллах!» Они беседовали некоторое время, а потом [Харун] спросил его: «Есть ли у тебя долги?» [Суфьян] ответил: «Да». Он сказал: «Абу ‘Аббас, уплати его долг». Когда мы вышли, [Харун] сказал: «Твой товарищ ничем не помог мне. Найди мне человека, которому я могу задать свои вопросы». Я сказал: «Здесь есть ‘Абд-ар-Раззак ибн Хаммам (известный йеменский хадисовед, шейх имама аль-Бухари)». Он сказал: «Веди меня к нему».
Мы пришли к [‘Абд-ар-Раззаку], и я постучал в дверь. Он спросил: «Кто там?» Я сказал: «Ответь правителю правоверных». Он спешно вышел из дома и сказал: «О правитель правоверных, если бы ты послал за мной, я бы сам явился к тебе». Харун сказал ему: «Дай нам то, за чем мы пришли, и да смилуется над тобой Аллах». Они беседовали некоторое время, а потом [Харун] спросил его: «Есть ли у тебя долги?» [‘Абд-ар-Раззак] ответил: «Да». Он сказал: «Абу ‘Аббас, уплати его долг». Когда мы вышли, [Харун] сказал: «Твой товарищ ничем не помог мне. Найди мне человека, которому я могу задать свои вопросы». Я сказал: «Здесь есть ал-Фудайль ибн ‘Ияд». Он велел: «Веди меня к нему».
Когда мы пришли к нему, он совершал молитву, повторяя один аят из Корана. [Харун] сказал: «Постучись!» Я постучал в дверь, и [спустя некоторое время аль-Фудайль] спросил: «Кто там?» Я сказал: «Ответь правителю правоверных». Он ответил: «Какое мне дело до правителя правоверных, и какое ему дело до меня». Я сказал: «Пречист Аллах! Разве ты не должен повиноваться ему?! Разве не сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующему не подобает обрекать себя на унижение» [1]? Тогда он спустился и открыл дверь, а затем поднялся в комнату, потушил светильник и скрылся в одном из углов дома. Мы вошли и начали искать его на ощупь. Рука Харуна первой коснулась его, и [аль-Фудайль] сказал: «Какая мягкая рука! Если бы она смогла спастись от мучений Аллаха — велик Он и могуч — в день воскресения». Тут я подумал: «Этой ночью он непременно поговорит с ним начистоту и от богобоязненного сердца». [Харун] сказал ему: «Дай нам то, за чем мы пришли, и да смилуется над тобой Аллах».
Аль-Фудайль сказал: «Когда ‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз стал халифом, он пригласил Салима ибн ‘Абдаллаха, Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази и Раджу ибн Хайву и сказал им: “Я попал в эту беду. Так дайте мне совет!” Он считал приход к власти бедой, а ты и твои товарищи считаете это благом. Салим ибн ‘Абдаллах сказал ему: “Если хочешь спастись от наказания Аллаха завтра, то откажись от этого мира так, чтобы твоим разговением стала смерть”. Мухаммад ибн Ка‘б ал-Курази сказал ему: “Если хочешь спастись от наказания Аллаха, пусть старшие мусульмане будут тебе отцом, мусульмане среднего возраста — братом, а младшие мусульмане — ребенком. Почитай своего отца, уважай своего брата и будь сострадателен к своему ребенку”. Раджа ибн Хайва сказал ему: “Если хочешь спастись от мучений Великого и Могучего Аллаха завтра, то желай мусульманам то, что желаешь для самого себя, и не желай им того, чего не желаешь для самого себя, а потом можешь умирать, если хочешь”. Я же скажу тебе: я сильно боюсь для тебя того дня, когда ты можешь поскользнуться. Да смилуется над тобой Аллах, есть ли рядом с тобой тот, кто мог бы дать тебе похожий совет?!»
Харун начал рыдать и упал в обморок. Я сказал: «Пожалей правителя правоверных». [Аль-Фудайль] ответил: «О сын Умм ар-Раби‘, ты и твои товарищи убиваете его, а я должен жалеть его?» Через некоторое время он пришел в себя и сказал: «Скажи мне еще что-нибудь, да смилуется над тобой Аллах». Он сказал: «Правитель правоверных, до меня дошел рассказ о том, что как-то раз один из наместников ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза пожаловался ему. Тогда ‘Умар написал ему: “Брат мой, помни о том, как долго обитатели ада будут бодрствовать в огне — целую вечность, и остерегайся того, что [однажды] ты отвернешься от Аллаха, а это окажется твоим концом и крушением надежд”. Прочитав письмо, он поспешил в путь и прибыл к ‘Умару ибн ‘Абд-аль-‘Азизу. ‘Умар спросил его: “Что привело тебя ко мне?” Тот сказал: “Мое сердце содрогнулось от твоего письма. Я не вернусь во власть, пока не встречусь с Аллахом, велик Он и могуч”».
Харун снова разрыдался, а потом сказал: «Скажи мне еще что-нибудь, да смилуется над тобой Аллах». [Аль-Фудайль] сказал: «О правитель правоверных, однажды дядя [Божьего] избранника, мир ему и благословение Аллаха, аль-‘Аббас пришел к нему и сказал: “Посланник Аллаха, назначь меня на должность”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: “Поистине, в день воскрешения власть принесет горе и сожаление, и если тебе удастся избежать власти, то сделай это”» [2].
Харун снова разрыдался и попросил: «Скажи мне еще что-нибудь, да смилуется над тобой Аллах». [Аль-Фудайль] сказал: «О человек с прекрасным лицом, тебя Великий и Могучий Аллах спросит обо всех этих людях в день воскрешения. Если ты можешь уберечь это лицо от пламени, сделай это. Остерегайся обманывать кого-либо из твоих подданных [даже] в сердце, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто обманывает их, тот не почувствует запаха рая”» [3].
Харун вновь заплакал и спросил его: «Есть ли у тебя долги?» Он ответил: «Да, у меня есть долг перед моим Господом, за который придется отвечать. Горе мне, если Он спросит меня! Горе мне, если Он потребует отчета! Горе мне, если мне не будет внушен довод!» [Харун] сказал: «Я имею в виду долги людям». Он ответил: «Мой Господь не приказывал мне это. Мой Господь велел мне считать Его единственным богом и повиноваться Его приказам. Он сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Поистине, Аллах — Наделяющий уделом, Обладающий силой, Крепкий» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 56-58)
. Тогда [Харун] сказал: «Здесь тысяча динаров. Возьми, потрать их на свою семью, и пусть они помогут тебе лучше поклоняться». Аль-Фудайль сказал: «Пречист Аллах! Я показал тебе путь спасения, а ты отплачиваешь мне этим?! Пусть Аллах защитит тебя и поддержит!» Потом он умолк и не стал больше разговаривать с нами.
Мы вышли от него, а когда подошли к двери, Харун сказал мне: «Абу ‘Аббас, когда ты [в следующий раз] будешь советовать мне кого-то, советуй таких мужей. Он господин мусульман».
В это время к аль-Фудайлю вошла одна из его жен и сказала: «Послушай, ты ведь видишь, в каком стесненном положении мы находимся. Если бы ты взял эти деньги, мы избавились бы от забот». Он ответил: «Вы похожи на людей, которые живут за счет верблюда, а когда он стареет, они закалывают его и съедают его мясо, а я как этот верблюд». Харун услышал эти слова и сказал: «Давай войдем к нему; возможно, он примет деньги». Узнав об этом, аль-Фудайль вышел и сел перед дверью комнаты. Харун подошел и сел рядом с ним. Он говорил с ним, но аль-Фудайль не отвечал ему. Тут вышла чернокожая девушка и сказала: «Послушай, всю ночь ты мучил этого шейха! Уходи, да смилуется над тобой Аллах». И мы ушли.
Примечания
[1] Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов Хузайфы ибн аль-Ямана. Там же сообщается, что пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «А как можно обречь себя на унижение?» Он ответил: «Подвергая себя испытаниям, которые ему не под силу».
[2] Похожий хадис приводится в «Сахихе» Муслима со слов Абу Зарра. Он сказал: «Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня на [какую-нибудь] должность? » Он ударил его по плечу, а потом сказал: «Абу Зарр, ты слаб, а это ответственность, и в день воскрешения она обернется позором и сожалением [для всех], кроме того, кто взял ее по праву и исполнил свой долг».
[3] На эту тему до нас дошло много преданий, не оставляющих сомнений в их надежности. Так, в «Сахихе» Муслима приводится хадис Ма‘киль ибн Ясара о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Аллах поручает рабу заботиться о подданных, а в один [прекрасный] день он умирает, обманывая их, Аллах непременно сделает рай запретным для него».
Перевод с арабского и примечания: Эльмир Кулиев