«О Аллах! Убереги меня от скупости моей и сделай меня одним из преуспевших».
Эта мольба относится к числу тех очень важных по своему смыслу дуа, которые мы не встречаем в Книге Аллаха, но которые основаны как раз на её ясных аятах. Так, в его основу легли слова Всевышнего: «А те, кто уберёгся от собственной скупости, суть преуспевшие» (сура 64 «Обделение», аят 16)
.
В чём же заключается важность этой краткой, но глубокой по своему смыслу мольбы? Это дуа представляет собой испрашивание у Милостивого и Щедрого Господа миров защиты от одного из самых скверных и вредоносных качеств, которые могут быть присущи представителям рода человеческого.
Качество это способно принести потомку Адама (мир ему) много разных бед, ибо оно нередко толкает его на скверные поступки и удерживает от благих дел, негативно влияет на его веру и отношение к окружающим, а также плохо сказывается на братской любви, которая должна связывать верующих в этом мире. К тому же, это качество мешает человеку быть благонравным, ибо являет собой нравственный порок, изъян, то есть противоположность нравственным достоинствам, которые украшают верующего.
Это качество — скупость. От него предостерегает нас Коран, и от него же предостерегал нас наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Скупой человек цепляется за имеющиеся у него материальные блага и не желает расставаться с ними, даже если у него есть излишки. Он не желает расходовать своё имущество ради Аллаха, тем самым упуская великую награду, а потому и чаша весов с его благими деяниями пополняется с трудом.
Кроме того, скупость может подтолкнуть человека к отказу от исполнения своих имущественных обязанностей, в том числе от выплаты закята и обеспечения тех, кого он обязан содержать. Скупость порой толкает человека на поистине страшные деяния, в том числе и на несправедливость и даже на кровопролитие, и он с ужасающей лёгкостью нарушает установленные Всевышним запреты. Он берёт на душу страшные грехи и не думает о последствиях, потому что слишком привязан к ничтожным мирским благам и удовольствиям. Страсти и желания ведут его за собой, и он живёт их удовлетворением.
Эта зависимость от мирского страшна тем, что вымещает из сознания человека то, чем оно должно быть заполнено. Это мысли о мире вечном, стремление к довольству Аллаха, желание вершить благие деяния и оказаться в числе спасённых и преуспевших в мире вечном. Если человек не смотрит дальше вещей, которые ничем не помогут ему в мире вечном, то какова вероятность того, что он будет следовать прямым путём и усердствовать в поклонении Господу?
Если человеку присуща скупость, его душа обычно не желает подчиняться велениям и запретам Всевышнего. Скупость — это недуг, избавиться от которого непросто, но если этого не сделать, он может погубить своего обладателя. Беда ещё в том, что скупость влечёт за собой и взращивает в человеке иные пороки. Она часто идёт рука об руку с завистью, которая, как мы знаем, тоже является весьма скверным и страшным с точки зрения возможных последствий пороком.
Вот почему эта мольба столь важна. Испрашивая защиты от этого пагубного качества, мы тем самым помогаем себе бороться с ним. Ведь мы обращаемся за помощью к Всевышнему Творцу, а тот, кому помогает Всемогущий, не потерпит неудачу и не окажется в убытке.
Как естественное продолжение испрашивания защиты от скупости в этой мольбе содержится испрашивание преуспеяния. Об этом нам тоже очень важно просить Всевышнего Господа. Все мы желаем преуспеть — как в этом мире, так и в мире вечном. Скупость никак не способствует этому преуспеянию, а как раз наоборот мешает ему. Испрашивая у Господа защиты от скупости, мы стараемся убрать один из факторов, препятствующих нашему спасению и преуспеянию. А испрашивая собственно преуспеяния, мы подчёркиваем наше желание избавиться от всего, что может так или иначе помешать нам в достижении этой великой цели — в том числе и от скупости и прочих скверных нравственных качеств и порицаемых привычек.
Так эта мольба учит нас просить у Господа миров преуспеяния, ибо кому даровано преуспеяние, тому даровано всё. Преуспевшие снискали довольство Аллаха и вечное счастье в Раю. Поэтому дай нам Всевышний оказаться в их числе!