«Господь наш! На Тебя одного мы уповаем, к Тебе одному мы обращаемся, и к Тебе предстоит прибытие. Господь наш! Не делай нас искушением для тех, которые не веруют. И прости нас, Господь наш, ведь Ты — Могущественный, Мудрый» (сура 60 «Испытуемая», аят 4–5)
.
Эта замечательная мольба из Книги Всевышнего относится к числу дуа, с которыми обращались к Господу миров Его благородные пророки и другие богобоязненные верующие. С этой мольбой обратился к Всемогущему Творцу пророк Ибрахим (мир ему) и верующие, которые были с ним. Произошло это после того, как они объявили своим неверующим соплеменникам о том, что отрекаются от них.
Свою мольбу они начали с благовоспитанного обращения — «Господь наш!» Прежде всего признав Господство Всевышнего, они продолжили мольбу должным образом. Мы видим, что эти люди использовали сразу несколько способов приближения к Нему, в том числе и упоминание о собственных благих деяниях, совершённых с искренним намерением. Во-первых, они упомянули о своём уповании на Него и о своей устремлённости к Нему. А во-вторых, они упомянули о своей вере в Судный день и загробную жизнь. Всё это они упомянули потому, что эти действия угодны Всевышнему, и таким образом они искали приближения к Господу, стремясь увеличить свои шансы на то, что их мольба не останется без ответа.
Поскольку это был Божий пророк и его сподвижники, в следовании их благому примеру заключается огромная польза для нас. Ведь когда мы идём по стопам богобоязненных верующих, мы тем самым облегчаем себе путь в Рай.
Эти верующие, в числе которых был Ибрахим (мир ему), уповали на Всевышнего Аллаха самым искренним образом и обращались именно к Нему, признавая свои проступки и упущения. И они ни на минуту не забывали о том, что им предстоит вернуться к Господу миров и что после смерти их ждёт воскрешение и расчёт. Они знали, что за смертью есть другая жизнь, и что они непременно предстанут пред Аллахом и будут отвечать перед Ним за всё, что они делали в земной жизни. Иными словами, это были глубоко верующие, праведные и в высшей степени сознательные люди, помыслы, слова и деяния которых были благими и которые, к тому же, были образцом благовоспитанности и скромности по отношению к Всевышнему Создателю.
Эта мольба свидетельствует о полноценности веры тех, кто обратился с ней к Господу, и о том, что они глубоко понимали религию и исповедовали единобожие наилучшим образом.
«Господь наш! Не делай нас искушением для тех, которые не веруют». То есть не наказывай нас их руками и не насылай на нас Твоё наказание, дабы неверующие не говорили: «Если бы то, чего они придерживаются, было истиной, то их бы это не постигло!» Но смысл этих слов может быть и таким: не дай им одержать верх над нами, дабы это не стало искушением для них, ведь если это произойдёт, то они решат, что одолели нас потому, что придерживаются истины.
Эта мольба учит нас просить у Всевышнего Аллаха благополучия и защиты от всякого зла. Кто же защитит нас, если не Он, наш Господь и Бог? Именно у Него надлежит искать защиты, именно Его мы должны просить о помощи и избавлении от возможного или уже постигшего нас вреда, и именно у Него надлежит испрашивать блага в обоих мирах. Ведь беды и искушения могут быть поистине страшными, и нет более серьёзного и страшного искушения, чем тот случай, когда кто-то пытается заставить верующего отречься от своей религии или старается внушить ему отвращение к следованию прямым путём.
Пророк Ибрахим (мир ему) и его благочестивые сподвижники завершили свою мольбу испрашиванием прощения, и это ещё один ценный урок для нас. Нам следует как можно чаще просить у Господа прощения, ведь кто из нас без греха?.. И при этом все мы желаем попасть в Рай и боимся оказаться в Огне даже на считанные мгновенья.
Мы видим также, что в конце своей мольбы эти верующие прибегли к ещё одному средству приближения к Аллаху — упоминанию Его прекрасных имён: «ведь Ты — Могущественный, Мудрый». При этом из Его имён они выбрали наиболее подходящие и употребили именно их, ища таким образом приближения к Создателю и стремясь снискать Его довольство.