Мусульманин обязан быть добрым к родителям, повиноваться им во всем, что не является грехом, если даже они являются грешниками или неверующими. Всевышний сказал: «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям» (аль-Анам, 151).
Если родители подталкивают верующего к неверию или к грехам, то он не должен слушаться их в этом, но обязан проявлять терпение и относиться к ним наилучшим образом. Всевышний сказал: «Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, чтобы ты приобщал ко мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им» (аль-Анкабут, 8).
В другом аяте говорится: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» (Лукман, 15).
Непочтительное отношение к родителям, если даже они поступают с ребенком несправедливо, является тяжким грехом. Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Довольство Господа – в довольстве родителя, и гнев Господа – в гневе родителя». Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.
Передают, что Абу Бакра рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Не сообщить ли вам о самых тяжких из грехов?» Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» Тогда он сказал: «Это – приобщение сотоварищей к Аллаху, непочтительность по отношению к родителям». Говоря это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, лежал, опершись на руку, а потом он сел и сказал: «Поистине, это – лживое слово и лживое свидетельство! Это – лживое слово и лживое свидетельство». И он продолжал повторять это, пока я не подумал: «Он никогда не смолкнет!» Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи.
Исходя из всего сказанного, если родители, будь то верующие или неверующие, запрещают мусульманину или мусульманке соблюдать добровольный пост, то им следует повиноваться. Передают, что имаму Ахмаду не нравилось, чтобы юноша постился, если родители запрещают ему соблюдать добровольный пост.
Аль-Хасан аль-Басри же сказал, что если родители или один из них запрещают человеку поститься, то он должен повиноваться им, и тогда он получит двойную награду – за доброе отношение к родителям и за пост. (Макдиси. Аль-Адаб аш-шарийя. Т. 1. С. 432.)
Но если родители запрещают соблюдать обязательный пост, например, пост в рамадане, то верующий не должен повиноваться им в этом, поскольку нельзя повиноваться творениям, нарушая веления Творца. Однако это не дает юношам и девушкам основания грубить таким родителям, оскорблять их или относиться к ним непочтительно, так как это тоже является тяжким преступлением.