Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллах, уважаемый шейх. Вы знаете, что в связи с эпидемией коронавируса власти Саудовской Аравии приняли решение закрыть мечети в стране, включая Запретную мечеть в Мекке. Ограничения не были сняты даже в рамадане, и на первой молитве таравих в Аль-Хараме присутствовало всего несколько десятков человек. Некоторые говорят, что это один из признаков Судного дня. Правда ли это? Что вы можете сказать об этом?

Из хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, известно, что незадолго до Судного часа люди перестанут совершать паломничество к Каабе. Абу Яла и Ибн Хиббан передали со слов Абу Саида, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Судный день не наступит до тех пор, пока не прекратится паломничество к Дому [Аллаха]». Аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным [Сильсиля сахиха 2430].

В данном предании говорится о том, что произойдет после второго пришествия Исы и появления яджуджей и маджуджей. В пользу такого толкования свидетельствует хадис из «Сахиха» аль-Бухари (1593) о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После появления [народов] яджудж и маджудж люди ещё будут совершать хадж и умру к Дому [Аллаха]».

В таком случае прекращение хаджа, которое относится к признакам Судного дня, случится уже после того, как Аллах пошлёт благой ветер из Йемена и тот заберёт души всех праведных людей. Тогда же Мекка подвергнется нападению эфиопов, которые разрушат Каабу.

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каабу разрушит эфиоп с худыми голенями. Он лишит её украшений и сорвёт с неё покрывало. Я словно вижу его сейчас — лысого, кривоногого, ударяющего её лопатой и киркой» [Ахмад 7053; Сильсиля сахиха 6/242]. В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается, что после разрушения эфиопами Кааба никогда не будет построена заново [Ахмад 7897; Сильсиля сахиха 579].

Как пишет имам аль-Мунави, некоторые считали, что Кааба будет разрушена во время второго пришествия Исы, мир ему, и он узнает об этом и отправит в Мекку войско. Аль-Халими, напротив, считал, что это случится после смерти Исы и после того, как Коран будет поднят на небеса. Некоторые считали, что эфиопы нападут на Мекку при жизни Исы, потом отступят, а после его смерти они вернутся и полностью разрушат Каабу [Файд аль-кадир 1/149].

Ибн Касир в комментарии к словам Всевышнего «А когда [народы] яджудж и маджудж будут выпущены…» (сура 21 «Пророки», аят 96) приводит риваят Каба аль-Ахбара о том, что эфиопы захотят напасть на Мекку после гибели яджуджей и маджуджей и Иса отправит против них войско из семисот или восьмисот человек, и, когда они будут в пути, Аллах пошлёт благой ветер из Йемена.

Таким образом, признаком Конца света является то, что люди навсегда перестанут совершать хадж. Не останется верующих, чьи сердца будут тянуться к святой земле и украшать её молитвами и чтением Корана. Что же касается нарушения порядка хаджа из-за политической нестабильности или иных причин, то подобное не раз случалось в прошлом.

Например, как сообщает историк аль-Масуди, в 251/866 году — а это был так называемый период «анархии в Самарре» — алявит по имени Исмаиль ибн Юсуф ибн Ибрахим во главе бедуинов из Хиджаза напал на Мекку во время хаджа и перебил тысячи людей. Лишь немногие в том году сумели завершить паломничество. После этого бедуины окружили Медину, а потом вернулись в Мекку и осаждали город в течение двух месяцев. За свои преступления Исмаиль ибн Юсуф получил прозвище Ас-Саффак — «Кровопроливец» [Мурудж аз-захаб 4/310-311].

Бедуины из бану хиляль, бану суляйм, бану кяльб и других племён внутренней Аравии и в последующие времена неоднократно перекрывали дорогу паломников. Описывая события 272/886 года, Ибн Асакир пишет, что правитель Дамаска Саад аль-Асар разгромил отряды бедуинов, которые в течение трех лет не пропускали караваны паломников из Сирии [Тарих Димашк 20/407].

Большие испытания для верующих начались в первой половине X века, когда бедуинские племена присоединились к карматам и составили основу их войска. На протяжении нескольких лет они грабили караваны, а в 317/930 году, в первый день хаджа, предводитель карматов в Бахрейне Абу Тахир аль-Джаннаби совершил дерзкое нападение на Мекку и захватил аль-Масджид аль-харам. Паломников рубили прямо возле Каабы, не жалея ни женщин, ни стариков, ни детей.

Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи приводит рассказ очевидца тех событий, что карматы разрушили купол над колодцем Замзам, сняли покрывало Каабы, разбили и выдернули её двери, а потом вытащили из угла храма Черный камень. Один из нападавших забрался на крышу Каабы и хотел выдернуть водосток, но упал и разбился насмерть. Тогда их предводитель запретил остальным подниматься на крышу. В один из дней он верхом на лошади выехал на матаф. Он был сильно пьян, зарубил одного из мусульман, а потом закричал: «Ослы, разве вы не говорите, что вошедший в этот храм находится в безопасности? Вот я убил его только что у вас на глазах!» [Мунтазам 6/222].

Ибн Джарир пишет, что карматы увезли все сокровища Каабы, среди которых были личные вещи праведных халифов, знаменитая жемчужина Дуррат-уль-ятим и другие украшения и реликвии. По некоторым сведениям, в течение нескольких дней карматы убили в Мекке больше тридцати тысяч человек. Тела трёх тысяч из них были брошены в колодец Замзам, который был заполнен доверху.

Карматы увезли Чёрный камень в Бахрейн (область на востоке Аравии между Басрой и Оманом, не путать с одноименным островом) и вернули его лишь в 339/951 году, получив огромный выкуп. Ни Аббасиды, ни Фатимиды не имели возможности помешать им и обеспечить безопасность паломников, и, как пишет Сабт Ибн аль-Джаузи, «очевидно, что между 317 и 326 годами никто не отправлялся в хадж, опасаясь карматов» [Мират аз-заман 17/6].

Укрепление власти Фатимидов в Сирии при халифе Абу Мансуре аль-Азизе привело к обострению конфликта с Аббасидами. Как пишет египетский историк Ибн Тагрибирди, из-за разногласий между халифами в Каире и Багдаде паломники из Ирака не могли совершить хадж между 372/983 и 380/991 годами [Нуджум захира 4/141]. В том же источнике (7/25) мы читаем, что после смерти халифа аль-Мустансира в 640/1242 году паломники из Ирака и Хорасана также не могли совершить хадж в течение десяти лет.

В источниках описываются случаи, когда паломники были вынуждены прерывать хадж из-за наводнений, народных волнений, эпидемий и т. п. Аль-Хатыб аль-Казвини пишет, что в 357/968 году многие не смогли совершить хадж из-за эпидемии чумы [Ат-Тадвин фи ахбар аль-Казвин. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-ильмийя 1/169]. Согласно Ибн аль-Асиру, в 417 году из-за сильных морозов и отсутствия корма были задержаны караваны из Ирака и Хорасана [Камиль 7/696]. В 419 году из-за повышения цен и экономического кризиса в Мекку не приехали паломники из Ирака и Египта, и только хорасанцы на кораблях добрались до Джидды [Хусн аль-мухадара 2/285].

Проблемы во время хаджа возникали и при османах, несмотря на то, что со времён Сулеймана аль-Кануни караваны паломников из Сирии сопровождали по меньшей мере 250 янычар и сипахов. Согласно турецким источникам, в 1630, 1670 и 1750-х годах бедуины неоднократно совершали нападения на паломников. Много паломников погибло от рук бедуинов в 1757 году, когда вооружённые бедуины задержали сирийский караван в Табуке на три недели.

На протяжении многих веков поездка в хадж была сопряжена с опасностями и лишениями, и часто случалось, что караваны были вынуждены прервать путь и вернуться обратно. Но дело никогда не доходило до полной отмены хаджа, и в самые тяжёлые времена мусульмане, даже рискуя своей жизнью, совершали хадж и таваф вокруг Дома Аллаха. Поэтому приостановление умры и закрытие аль-Масджид аль-харам с начала марта этого года в связи с эпидемией коронавируса — это беспрецедентный случай в истории ислама. Тем не менее у нас нет оснований считать это признаком Судного дня. А Аллах знает лучше.