Обет — это обязательство, которое человек берёт на себя перед Аллахом и которое он произносит устами, то есть если он вознамерился сделать что-либо ради Аллаха, но не подкрепил своё намерение словами, то это не считается обетом. Давая обет, верующий возлагает на себя больше, чем возложил на него Всевышний, и поэтому улемы считают, что давать обеты нежелательно. Но если верующий дал обет совершить что-либо из дозволенного или желательного, то он должен исполнить его.
В данном случае речь идёт об обете раздать всё своё имущество, что, вне всякого сомнения, очень обременительно для любого человека, и законоведы разделились на шесть мнений по этому поводу.
Согласно первому мнению, исполнять такой обет не обязательно. Так считали матери верующих ‘Аиша и Хафса, Зайнаб (дочь Умм Салямы), аль-Хакам ибн ‘Утба, аш-Ша‘би, аль-Харис аль-‘Укали, Са‘ид ибн аль-Мусайяб, аль-Касим ибн Мухаммад, а также некоторые шафииты, например, имам аль-Газали.
Среди аргументов в пользу этого мнения называют слова Всевышнего: «Отдавай положенное родственнику, бедняку и путнику и не расточай на непотребное» (сура 17 «Ночной перенос», аят 26)
; «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное [от урожая] в день уборки, но не излишествуйте, ведь Он не любит излишествующих» (сура 6 «Скот», аят 141)
.
В пользу этого мнения можно привести и доводы из Сунны. Сообщается, что как-то раз Ка‘б ибн Малик сказал Посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «В качестве покаяния я отказываюсь от своего имущества в пользу Аллаха и Его Посланника!» На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Оставь себе часть твоего имущества. Так будет лучше для тебя». Ка‘б сказал: «Тогда я оставлю себе долю, которую я получил в Хайбаре» (аль-Бухари 2757, Муслим 2769).
Джабир ибн ‘Абдаллах рассказывал: «Однажды мы находились рядом с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда к нему пришёл человек с чем-то вроде золотого яйца и сказал: “О Посланник Аллаха! Я нашел это на прииске, возьми же это в качестве милостыни. У меня больше ничего нет”. Мужчина продолжал повторять свои слова, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, многократно отворачивался от него. Наконец, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, взял это и бросил в него так, что если бы он попал в мужчину, то причинил бы тому боль или ранил его. Затем Посланник Аллаха, сказал: “Приносит кто-то из вас всё, что у него есть, а затем начинает просить у людей подаяние! Лучшая милостыня — та, что даётся из излишка богатства”» (Абу Давуд 1673).
Эти аяты и хадисы указывают на то, что, расходуя на пути Аллаха, нельзя допускать расточительства и излишества. Раздача всего имущества в качестве милостыни — это недопустимое расточительство, а значит, обет раздать всё имущество не считается обетом в послушании Аллаху.
Согласно второму мнению, человек, давший подобный обет, не обязан его исполнять, но в случае неисполнения должен совершить такие же действия, как и при искуплении клятвы. Этого мнения придерживались ‘Умар, его сын ‘Абдаллах, Ибн ‘Аббас, Джабир ибн ‘Абдаллах, ‘Аиша и Умм Саляма, а также аль-Хасан аль-Басри, Тавус, ‘Ата ибн Абу Рабах, ‘Икрима, аль-Ауза‘и, Катада и Сулейман ибн Ясар. Также этого мнения придерживался имам Ахмад ибн Ханбаль, согласно одному из переданных от него сообщений.
В пользу его свидетельствует хадис ‘Укбы ибн ‘Амира о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Искупление обета подобно искуплению клятвы» (Муслим 1645). То есть человек, нарушивший обет, обязан совершить искупление, подобное искуплению клятвопреступления.
Согласно третьему мнению, если человек дал подобный обет, то ему достаточно отдать в качестве милостыни треть своего имущества. К этому мнению склонялись аз-Зухри и аль-Лайс ибн Са‘д, и оно также является другим мнением, переданным от Са‘ида ибн аль-Мусайяба. Так же считали маликиты и большинство ханбалитов. Они опирались на хадис о том, что как-то раз Абу Любаба сказал: «О Посланник Аллаха! Моим покаянием будет то, что я оставлю обитель своего племени и переселюсь жить к тебе и откажусь от своего имущества в пользу Аллаха и Его Посланника!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «От тебя достаточно трети [твоего имущества]» (Абу Давуд 3319).
Кроме того, в другой версии вышеупомянутого хадиса Ка‘ба ибн Малика сообщается, что Ка‘б сказал: «О Посланник Аллаха! Моим покаянием будет то, что я отдаю всё своё имущество в качестве милостыни Аллаху и Его Посланнику!» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет». Ка‘б сказал: «Тогда половину». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет». Он сказал: «Тогда треть». И тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да». Ка‘б сказал: «Тогда я оставлю себе долю, которую я получил в Хайбаре» (Абу Давуд 3321). Оба этих хадиса указывают на то, что обязавшемуся раздать в качестве милостыни всё своё имущество достаточно раздать только его треть.
Согласно четвёртому мнению, давший подобный обет обязан исполнить его, то есть раздать в качестве милостыни всё своё имущество. Такое сообщение передано от Ибн ‘Умара, и этого мнения придерживались Салим ибн ‘Абдаллах и аль-Касим ибн Мухаммад, причём эти двое считали, что при подобном обете должно отдать своё имущество своим дочерям. Также этого мнения придерживались аш-Ша‘би, ан-Наха‘и, некоторые ханафиты и шафииты. Но если человек передумал, то он обязан совершить искупление, как и при искуплении клятвы.
В подтверждение этого мнения можно привести хадис ‘Аиши о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто дал обет подчиниться Аллаху, пусть подчиняется Ему. Тот же, кто дал обет ослушаться Аллах, пусть не ослушается Его» (аль-Бухари 6696). То есть, если человек дал обет совершить благое дело, ему надлежит исполнить данный обет, и поскольку милостыня — это благое дело, то её следует раздать так, как было обетовано.
Согласно пятому мнению, человек, давший подобный обет, обязан раздать милостыню в размере обязательного закята. Это ещё одно мнение, переданное от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, и его также придерживался Раби‘а. Приверженцы данного мнения опирались на рассказ ‘Усмана ибн Абу Хадыра о том, что одна женщина поклялась, что если её муж не сделает то-то и то-то (чего он не хотел делать), то она отдаст своё имущество на пути Аллаха и её рабыня будет свободна. А потом её муж поклялся, что не сделает этого. Когда же об этом случае спросили Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, те сказали: «Рабыне нужно подарить свободу. Что же касается имущества, которое она обещала раздать на пути Аллаха, то пусть раздаст милостыню в размере закята» (аль-Байхаки в «ас-Сунан аль-кубра» 20054). Однако Ибн аль-Каййим назвал данное сообщение недостоверным [И‘лям аль-мувакки‘ин 3/51]. Также приверженцы этого мнения считали, что если человек дал обет раздать всё своё имущество, то его следует раздать в объёме, установленном шариатом. А в шариате, как известно, обязательным пожертвованием из имущества является закят.
Согласно шестому мнению, человек, давший подобный обет, обязан отдать всё имеющееся у него имущество, из которого надлежит выплачивать закят, даже если оно не достигло облагаемого закятом минимума. То же имущество, которое не облагается закятом, отдавать необязательно, например, предметы, которыми пользуется сам человек, его жилище, одежда и т. п. Этого мнения придерживались ханафиты. Они опирались на аяты и хадисы о том, что исполнять обеты обязательно, но поскольку Аллах сделал обязательным для выплаты только закят, то и раздавать в качестве обета нужно только то имущество, которое облагается закятом, так как именно оно подразумевается в аятах: «Бери милостыню из их имущества, чтобы ею очистить и возвысить их» (сура 9 «Покаяние», аят 103)
; «…которые отводят известную часть своего имущества для просящих и обездоленных» (сура 70 «Степени», аяты 24-25)
.
Из всех вышеперечисленных мнений наиболее сильным представляется третье, так как оно учитывает все доказательства по этому поводу. То есть человеку, обязавшемуся раздать всё своё имущество в качестве милостыни, достаточно раздать его треть. Оспаривая аргументацию данного мнения, некоторые законоведы указывают на то, что Ка‘б ибн Малик лишь пожелал раздать своё имущество, но не принял соответствующий обет. Имам Ибн Кудама так ответил на это возражение: «Если они скажут, что это не обет и что Ка‘б просто хотел раздать всё своё имущество в качестве милостыни, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ему ограничиться третью, подобно тому как он велел Са‘ду [ибн Абу Ваккасу] ограничиться третью, когда тот хотел завещать всё своё имущество в качестве милостыни, тогда как мы обсуждаем сейчас не это, а обет раздать всё имущество, то мы можем ответить на это двумя способами.
Во-первых, слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “От тебя достаточно трети [имущества]” — указывают на обязательность, поскольку он использовал здесь слова, которые обычно используют, указывая на обязательность того или иного действия. Если бы Ка‘б был свободен в своём выборе раздать милостыню, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не сказал бы, что ему достаточно отдать часть имущества.
Во-вторых, то, что он не позволил Ка‘бу отдать больше одной трети, указывает на то, что подобная милостыня не является обрядом, приближающим человека к Аллаху, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не препятствовал своим сподвижникам совершать действия, приближающие к Аллаху. А обет, который не приближает к Аллаху, не нужно исполнять» [Мугни 10/9-10].
Таким образом, если человек обязался раздать всё своё имущество в качестве милостыни, то он должен раздать только его треть. Но если он не сделает этого, то должен совершить такое же искупление, какое совершают при клятвопреступлении, ибо Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Искупление обета подобно искуплению клятвы» (Муслим 1645). А как известно, человек, нарушивший клятву, обязан накормить или одеть десять бедняков или освободить раба. Если же он не может сделать это, то должен поститься три дня подряд.
Всевышний сказал: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление [за нарушение клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)
. А Аллах знает лучше.