Известно, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не было бумажных денег. В обращении были, главным образом, серебряные дирхемы, которые чеканили в Сасанидском Иране, и золотые динары из Византийской империи. При халифе ‘Умаре ибн аль-Хаттабе появились первые исламские дирхемы, а при халифе ‘Абд-аль-Малике ибн Марване — золотые исламские динары. Бумажные деньги хотя и появились в Китае в Средние века, но начали распространяться в Европе, России и Северной Америке лишь в XVIII веке. В Османской империи бумажные куруши вошли в обращение в 1840 г. при султане ‘Абдуль-Маджиде I.

С тех пор бумажные банкноты прочно вошли в обиход и стали универсальным средством обмена, заменив собой золото и серебро. Более того, стоимость золота и серебра теперь исчисляется в денежном выражении. Поэтому современные законоведы единодушны в том, что именно бумажные деньги сегодня составляют основу сбережений частных лиц и капиталов компаний, и поэтому с них надлежит выплачивать закят [1].

Законоведы также единодушны в том, что минимальная сумма денег, с которой полагается выплачивать закят, оценивается по стоимости золота или серебра — по аналогии с предметами, предназначенными для торговли.

Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них половину динара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год» (Ахмад, Абу Давуд и аль-Байхаки).

Во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один динар весил один мискаль и содержал 4,25 г чистого золота. Получается, что 20 динаров содержали 85 г золота.

В другом хадисе сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов» (Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, дирхем весил 0,7 мискаля. Следовательно, 200 дирхемов весили 190 мискалей и содержали 595 г чистого серебра.

Таким образом, в случае золота нисаб — облагаемый закятом минимум — равен 85 г чистого золота (999 проба или 24 карата), а в случае серебра — 595 г чистого серебра. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, 200 серебряных дирхемов стоили примерно 20 золотых динаров. Однако впоследствии цены на серебро начали падать, и между законоведами возникли разногласия по поводу того, какой из двух металлов следует брать за основу для расчета нисаба.

Одни считают, что нисаб следует рассчитывать по цене золота, потому что в настоящее время золото считается основным драгоценным металлом и цена на него относительно устойчива. Шах Валиаллах ад-Дахляви рассматривал нисаб как прожиточный минимум для семьи, состоящей из мужа, жены и ребёнка или слуги, в течение года [2], что в нынешних условиях теряет смысл, если подсчитывать нисаб по серебру.

Кроме того, разница между нисабом денежных средств и нисабом скота не должна быть очень большой. В пользу этого свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто обязан отдать в качестве милостыни четырехлетнюю верблюдицу, но у него ее нет, пусть отдаст трехлетнюю, а вместе с ней — двух овец или двадцать дирхемов» (аль-Бухари). Получается, что в те времена на двадцать дирхемов можно было купить двух овец. Если учесть, что нисаб овец равен 40 головам, то такое стадо стоило примерно 400 дирхемов, то есть всего лишь в два раза больше нисаба серебра. Но если рассчитывать нисаб наличных денег по серебру в наше время, то в большинстве стран на эти деньги можно будет купить одну-две овцы. Говоря другими словами, для расчёта нисаба нужно брать за основу золото, а иначе разница между нисабами получается огромная.

По мнению других законоведов, нисаб денежных средств должен рассчитываться по нисабу того из двух драгоценных металлов, который дешевле, и это мнение опирается на несколько контраргументов.

Во-первых, равенство нисабов некоторых видов имущества в ту или иную эпоху не является шариатским установлением. Нисабы для каждого вида имущества определены Аллахом и вовсе необязательно, чтобы все они были равноценны. Если бы основой в данном вопросе была определённое количество имущества, то было бы разумным объединять различные виды имущества для того, чтобы они вместе образовали нисаб. Однако такого не говорил никто из авторитетных имамов, за исключением того, что касается имущества, предназначенного для торговли. Кроме того, в таком случае нисабы всех видов имущества рассчитывались бы только по золоту и серебру, а это не так.

Во-вторых, хорошо известно, что и во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, цены на различные виды товаров иногда росли, а иногда падали. Например, ‘Урва аль-Барики купил для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на один динар двух овец, а потом продал одну из них за один динар и вернул Пророку, мир ему и благословение Аллаха, один динар и овцу в придачу (аль-Бухари). Этот хадис указывает на то, что одна овца могла стоить по-разному, так как Урва купил овец за пол динара каждую, а продал за динар. В другом хадисе сообщается, что Ибн ‘Умар продавал верблюдов за динары, но во время совершения сделки брал дирхемы. Как-то раз он спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Нет проблем, если ты берёшь их по цене динара в тот день» (Абу Давуд). Иными словами, и в прежние времена соотношение цены золота и серебра менялось.

В-третьих, ни в Коране, ни в Сунне нет никаких указаний на то, что нисаб определяется прожиточным минимумом для семьи. Что же касается мнения имама ад-Дахляви, то оно опирается на его собственный иджтихад, за который богословы получают вознаграждение. Однако его высказывание не является шариатским доводом, на который опираются религиозные положения. Кроме того, даже первоочередные потребности людей, необходимые для сохранения жизни и поддержания здоровья, могут сильно изменяться в зависимости от их возраста, местонахождения и других факторов.

В-четвёртых, нисаб товаров, предназначенных для торговли, рассчитывается по золоту или серебру — по общему мнению ученых, считавших, что выплачивать закят с предметов торговли обязательно. Следовательно, нисаб денежных средств также должен рассчитываться аналогично. Как же рассчитывают нисаб предметов торговли? Законоведы разошлись во мнениях в данном вопросе. Аш-Шафи‘и считал, что их следует оценивать по тому из металлов, на который эти товары были куплены [3]. Абу Ханифа считал, что оценивать их следует в пользу нуждающихся [4]. Этого же мнения придерживались ханбалиты [5]. То есть, если предметы торговли достигли нисаба по цене любого из двух драгоценных металлов, то выплачивать закят с них обязательно. Поскольку в наше время товары покупают не за золото или серебро, то первое мнение не имеет значения. Остается только второе мнение, гласящее, что при расчёте нисаба следует учитывать интересы нуждающихся.

Подытоживая сказанное, можно сказать, что мнение второй группы законоведов сильнее, так как оно подкрепляется доводами из Сунны и мнениями авторитетных имамов. Наряду с этим оно защищает интересы нуждающихся мусульман и позволяет их обеспеченным единоверцам заслужить большую награду. А Аллах знает лучше!

Примечания

[1] Аль-Маусуа аль-фикхия. Кувейт: Министерство вакуфов и исламских дел. Т. 23. С. 267.

[2] Ад-Дахляви, Шах Валиаллах. Худжжа Аллах аль-балига. Бейрут: Дар аль-Джайль, 1426/2005. Т. 2. С. 66.

[3] Ан-Навави, Яхья ибн Шараф. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб / Под ред. Мухаммада Наджиба аль-Мути‘и. Джидда: Мактаба аль-иршад, б/д. Т. 6. С. 23.

[4] Ибн аль-Хамам, Мухаммад ибн ‘Абд аль-Вахид. Фатх аль-Кадир. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя. Т. 2. С. 227.

[5] Ибн Дувеййан, Ибрахим ибн Мухаммад. Манар ас-сабиль. Амман: аль-Мактаб аль-ислями. Т. 1. С. 198.