Известно, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники в качестве закята аль-фитр раздавали продукты питания. Ибн Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сделал обязательным закят аль-фитр в размере одного са фиников или одного са ячменя для раба и свободного, мужчины и женщины, ребенка и взрослого мусульманина. Он велел выплачивать его до того, как люди выйдут на место праздничного намаза (аль-Бухари 1504, Муслим 984). Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы выплачивали закят фитр в размере одного са еды, а нашей едой были ячмень, изюм и джамид (аль-Бухари 1414). Джамид — это сыр, изготовляемый из прокисшего овечьего или козьего молока.
Тем не менее законоведы разошлись во мнениях относительно того, можно ли раздавать фитру деньгами вместо продуктов. Большинство законоведов, в том числе маликиты, шафииты и ханбалиты, опираясь на приведённые выше хадисы, не разрешали выплачивать закят фитр деньгами. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, эквивалентом денег были золото и серебро, но он не велел платить фитру золотыми или серебряными монетами, и неизвестно, чтобы так поступал кто-либо при его жизни. Имам ан-Навави сказал: «По нашему мнению (то есть по мнению шафиитов), платить закят аль-фитр деньгами не разрешается. Такого же мнения придерживались Малик, Ахмад и Ибн аль-Мунзир» [Маджму 6/112].
Другие же богословы разрешали поступать так, и к их числу относились Умар ибн Абд аль-Азиз, аль-Хасан аль-Басри, аль-Бухари, ас-Саури, Абу Исхак ас-Сабии, аль-Куртуби, Ибн Абу Шайба и ханафиты. Они полагали, что бедняки часто нуждаются в деньгах больше, чем в продуктах питания. В качестве довода некоторые из них приводили хадис: «Избавьте их (бедняков) от прошения милостыни в этот [праздничный] день» (аль-Байхаки 4/175). Однако, по мнению большинства хадисоведов, этот хадис является недостоверным, потому что его передатчиком был Абу Машар Наджих ас-Санади. Как пишет Ибн Хиббан в книге «Маджрухин», в последние годы жизни с ним что-то произошло и он начал рассказывать лживые хадисы, и после этого знатоки хадисов перестали опираться на его сообщения.
Ханафитский имам аль-Касани пишет: «По нашему же мнению, обязательным является избавление бедняка [от прошения милостыни] в соответствии со словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Избавьте их от прошения милостыни в этот день”. Избавление от прошения милостыни происходит в том числе и посредством денег. Более того, деньгами оно становится ещё совершеннее и полнее, так как в этом бóльшая вероятность удовлетворения их нужды. Таким образом, становится ясным, что причиной текстов [о закяте аль-фитр] является избавление [бедняков от прошения милостыни]» [Бадаи ас-санаи 2/73].
Как видим, в данном случае причиной разногласий между законоведами стали разные взгляды на сущность закята. Помимо того что закят является формой поклонения и способом приближения к Аллаху, он является и правом бедняков. Одни учёные настаивали на том, что обряды поклонения следует выполнять в точности так, как это совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, а другие сделали упор на праве нуждающихся и в их интересах разрешили заменить предписанные шариатом продукты питания их денежным эквивалентом.
Когда речь идёт о поклонении, необходимо помнить, что одним из условий принятия поклонения является его соответствие Сунне, то есть практике Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В достоверном хадисе говорится: «Если кто-либо привнесёт в это наше дело то, чего в нём не было, то оно будет отвергнуто» (аль-Бухари 2697, Муслим 1718, Абу Давуд 4606).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не велел выплачивать закят фитр золотом или серебром, и никто из сподвижников не поступал так. А значит, платить закят аль-фитр продуктами надёжнее и безопаснее. Тем более что фитра, подобно жертвоприношению, является одним из знаковых обрядов ислама. Покупка продуктов, их взвешивание и раздача нуждающимся являются показательным обрядом и дополняют атмосферу праздника. Но если кто-либо из мусульман раздаёт фитру деньгами, руководствуясь иджтихадом выдающихся имамов, то он не совершает ничего предосудительного и его нельзя обвинять в противоречии Сунне. А Аллах знает лучше.