Раздавать закят неверующим можно лишь тогда, когда мусульмане хотят склонить их к обращению в ислам или удержать их от притеснения верующих. Это одна из восьми категорий, упомянутых в словах Всевышнего: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается [их сбором и распределением], и для тех, чьи сердца хотят умиротворить, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (ат-Тауба, 60).

К людям, чьи сердца хотят умиротворить, относятся такие неверующие, на которых не возымеют действие убеждения, но которые могут обратиться в ислам под влиянием доброго отношения. К ним также относятся те, которые внешне обратились в ислам, но пока ещё не обрели твёрдой веры. К ним же относятся неверующие вожди и влиятельные люди, которым разрешается раздавать средства из закята, чтобы находящийся под их началом простой народ имел возможность обращаться в ислам.

Ал-Куртуби сказал: «Эти мнения близки друг другу, и смысл этого предписания в том, чтобы пожертвование досталось тем, кто не может твёрдо принять ислам без материального поощрения, и это является своего рода джихадом. Многобожники делятся на три группы: одни обращаются в веру, когда им приводишь доказательства, другие — под давлением, а третьи — благодаря доброму отношению. Имам, заботящийся о мусульманах, должен обращаться с каждой группой так, чтобы это стало причиной их избавления и спасения от неверия».

Таким образом, если неверующий причиняет вред мусульманам, но не является влиятельным человеком или старейшиной, то средства из закята также не полагаются ему. С другой стороны, если неверующий не проявляет никакого интереса к исламу, то средства из закята не полагаются ему. Он не имеет права на закят даже в том случае, если он считается бедняком, однако нуждающимся немусульманам разрешается раздать обычное пожертвование (садака). Всевышний сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ» (ал-Мумтахана, 8).

По мнению ряда учёных, и в их числе имам Малик и некоторые ханифиты, после того как ислам обрёл величие, средства закята больше не раздаются для умиротворения сердец. Они опирались на то, что во времена правления ‘Умара ибн ал-Хаттаба сподвижники единодушно приняли решение прекратить раздачу закята таким лицам. Тем не менее, большинство улемов считает, что решение сподвижников не аннулирует кораническое предписание — оно было вызвано конкретными обстоятельствами. Кади Ибн ал-‘Араби сказал: «Когда ислам набирает силу, не остаётся тех, чьи сердца нужно склонить к исламу, но если в этом возникает необходимость, то им следует отдавать их долю, как это делал Посланник Аллаха» [1].

Примечание

[1] См.: ал-Куртуби. Ал-Джами‘ ли-ахкам ал-Кур’ан. Т. 8. С. 145-147; Ибн ал-‘Усаймин. Аш-Шарх ал-мумти‘. Т. 6. С. 225-228.