Богословы единодушны в том, что закят нельзя раздавать родителям (дедам, бабушкам и т.д. по восходящей линии) и детям (внукам, внучкам по нисходящей линии), потому что обеспечивать их материально обязан каждый, кто имеет такую возможность. В то же время, если человек не имеет средств обеспечивать, например, своих родителей, которые также нуждаются в помощи, то ему разрешается раздать им закят.
Что касается других родственников, то среди них закят запрещается раздавать только тем, кому человек может наследовать. При этом следует помнить, что наличие одних родственников может лишать других доли в наследстве. Например, братья и сестры лишаются наследства, если у человека есть дети или внуки; а дядя со стороны отца лишается наследства, если у его племянника есть брат или племянники (дети брата). Следовательно, если эти родственники лишены своей доли в наследстве, то им разрешается раздать закят. Но если они претендуют на долю в наследстве, то им нельзя раздавать закят.
Приведу пример. Если у одного брата есть дети, а у другого нет детей, то первый имеет право на часть наследства своего брата, а второй – не претендует на наследство брата, потому что у того есть дети. В этом случае первый брат обязан материально помогать другому и не может раздать ему закят, а второй брат не обязан материально обеспечивать первого и может раздать ему закят. Этого мнения придерживался ас-Саури и другие ученые.
Закят также нельзя раздавать женам, потому что муж обязан материально обеспечивать жену, независимо от размеров ее состояния. В то же время, по мнению большинства ученых, жена имеет право раздать закят своему мужу, если тот нуждается, поскольку она не обязана обеспечивать его материально. Это мнение подтверждается хадисом, переданным аль-Бухари со слов Абу Саида аль-Худри. В нем сообщается, что Зейнаб – жена Абдуллаха б. Масуда – пришла к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: "О пророк Аллаха! Сегодня ты приказал раздавать милостыню, а у меня есть принадлежащие мне украшения, которые я решила пожертвовать в пользу нуждающихся, но Ибн Масуд говорит, что он и его дети имеют на это больше прав, чем другие". Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Ибн Масуд прав, ибо твой муж и дети действительно имеют больше прав на это!"
Эти слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, распространяются как на обязательные, так и на необязательные пожертвования.
Наконец, если родственник – будь то отец или сын – обеспечивает себя самостоятельно, но не может расплатиться с долгами, то ему разрешается раздать закят, но только в том случае, если эти долги накопились не из-за того, что выплачивающий закят не оказывал ему регулярной помощи.
Например, если сын не оказывал помощи родителям, имея такую возможность, вследствие чего они оказались должны своим кредиторам, то сын не имеет права вернуть их долг, засчитав это за закят. Но если отец попал в аварию и вынужден был взять в долг для возмещения нанесенного ущерба, то сын имеет право вернуть за него долг, засчитав это за закят.
Следует знать, что между богословами существуют разногласия по некоторым из затронутых нами вопросов, но эти мнения ученых представляются мне наиболее предпочтительными. А лучше всего об этом известно Аллаху.