Известно, что Всевышний Аллах приказал раздавать закят, милостыню и искупительные пожертвования двум категориям нуждающихся людей – беднякам (мискин) и нищим (факир). Закят, в принципе, распределяется среди восьми категорий лиц, но здесь мы коснемся только перечисленных двух. На разницу между ними Всевышний Аллах указал в словах «Пожертвования предназначены для нищих и бедных…» (ат-Тауба, 60).
Богословы разошлись во мнениях относительно того, кого следует считать нищим, а кого – бедным. Абу Йусуф (ученик имама Абу Ханифы) и Ибн аль-Касим (богослов маликитского толка) считали, что между ними нет разницы, потому что обе категории не способны удовлетворить свои материальные нужды. Абу Ханифа считал, что положение нищих хуже положения бедняков, потому что в Коране сказано: «…или приникшего к земле бедняка» (аль-Балад, 16). Однако этот довод не достаточно убедительный. Поэтому имам аш-Шафии и большинство богословов считали, что бедняком считается тот, кто не имеет достаточно средств, а нищим – тот, кто вообще ничего не имеет. При этом они опирались на слова Всевышнего Аллаха: «Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море» (аль-Кахф, 79). Аллах назвал тех людей бедняками, несмотря на то, что они владели судном. Это же мнение подтверждается хадисом, переданны аль-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурейры, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не тот беден, кто обходит людей и кому довольно куска-другого еды или одного-двух фиников, а беден тот, кто не имеет достаточно средств, которых бы ему хватило. Об этом никто не догадывается, и никто не подает ему милостыню, сам же он не обращается с просьбами к людям».
По поводу черты бедности богословы также высказывали разные мнения. Абу Ханифа считал, что за чертой бедности живут те, кто не владеет имуществом, которое облагается закятом, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что пожертвования взимаются у богатых и отдаются нищим. Об этом сообщается в хадисе Ибн Аббаса о том, как Посланник, мир ему и благословение Аллаха, отправлял Муаза б. Джабала в Йемен.
Абу Убейд считал, что бедняком считается тот, у кого нет сорока серебряных дирхемов (пятая часть облагаемого закятом минимума). Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если у кого-либо есть сорок дирхемов, и он просит милостыню, то он выпрашивает ее настойчиво". Этот хадис передал ан-Насаи, и аль-Албани назвал его достоверным.
Однако наиболее объемлющим является мнение, пересказанное аль-Хаттаби, о том, что бедняком является тот, кто не имеет достаточно средств на жизнь и пропитание. Абу Давуд передал со слов Сахля б. Ханзалы, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Кто просит милостыню, имея то, чего ему достаточно, тот просит для себя побольше адских углей". Его спросили: "А чего ему достаточно?" Он ответил: "Того, чтобы пообедать и поужинать". Аль-Албани назвал этот хадис достоверным.
К средствам на жизнь и пропитание относятся не только расходы на еду и питье, но и расходы на необходимую одежду, жилье и прочие предметы первой необходимости. Например, если мужчина обеспечивает себя жильем и пропитанием, но не имеет средств на создание семьи, то с этой целью ему должна быть оказана помощь из средств закята. Если шофер обеспечивает себя всем необходимым, но не имеет денег на ремонт дорогостоящего грузового автомобиля, посредством которого он зарабатывает на жизнь, то ему также должна быть оказана помощь из средств закята. Но если речь идет о кормлении бедняков в качестве искупления, то такая помощь может быть оказана только тем, кто не имеет достаточно средств для того, чтобы прокормить себя или своих домочадцев. А лучше всего об этом известно Аллаху!