Закят аль-фитр, или милостыня разговения, выплачивается после завершения поста в рамадане в качестве искупления за ошибки, допущенные во время поста, и с целью оказания помощи нуждающимся. Как сказал Абдаллах ибн Аббас: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, предписал раздавать закят аль-фитр, чтобы постившиеся очистились от сказанных ими праздных слов и непристойностей и чтобы наелись бедняки. Если раздать это пожертвование до [праздничной] молитвы, то оно будет принято. Если же раздать его после молитвы, то это будет обычным пожертвованием» [Сахих Абу Давуд 1420].

Выплачивая закят аль-фитр, верующий изъявляет желание восполнить упущенное в рамадане, получить полную награду за месяц поста, борется со скупостью и старается избавиться от этого и других низких качеств, заботится о своих нуждающихся братьях и сёстрах. И это самое малое, что может сделать состоятельный верующий для тех, кого долги или нужда лишают радости в праздничный день.

Название этого пожертвования связано с тем, что его раздают перед праздником разговения или утром в день праздника, или же с тем, что он выплачивается с каждого человека. Арабское слово фитр означает ‘разговение’, ‘прекращение поста’. Второе истолкование связано со словарным значением глагола фатара — ‘прерывать пост’, ‘создавать’. В Коране сказано: فِطْرَتَ ٱللَّهِ ٱلَّتِى فَطَرَ ٱلنَّاسَ عَلَيْهَا «С этим врождённым качеством Аллах сотворил людей» (сура 30 «Ромеи», аят 30). То есть это закят, который выплачивается не с имущества, а с каждой души, не отступившей от своего фитрата.

По мнению большинства законоведов, закят аль-фитр является обязательным для каждого мусульманина. Передают со слов Ибн Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал выплачивать закят аль-фитр в размере одного са сухих фиников или ячменя за всех мусульман — рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей. Он приказывал раздавать его до того, как люди пойдут на молитву [аль-Бухари 1503, Муслим 984].

Маликиты считали, что платить фитру желательно, а глагол فَرَضَ предписал в хадисах на эту тему истолковывали не как вменение в обязанность, а как установление, которое может быть обязательным или желательным. Аргументом в пользу этого мнения служит хадис Кайса ибн Сада ибн Убады: «Мы постились в Ашуру и платили закят аль-фитр, а когда было ниспослано [веление поститься] в рамадане и платить закят, нам не было приказано или запрещено поступать так дальше, но мы продолжали делать это» [Сахих ан-Насаи 2505]. Имам Ибн Юнус ас-Сакали говорил, что если жители какой-о местности отказываются платить фитру, то против них не сражаются [Мавахиб аль-джалиль 2/365]. То есть их не принуждают к выплате закята аль-фитр, потому что относительно обязательности этого предписания есть разногласия.

Законоведы четырёх мазхабов единодушно считали, что фитра выплачивается только теми, кто имеет возможность выполнить это предписание, но по-разному оценивали эту возможность. Маликиты, шафииты и ханбалиты считали, что фитра выплачивается, если мусульманин имеет больше, чем достаточно для пропитания и удовлетворения других нужд первой необходимости ему и тем, кто у него на попечении, в день праздника. Ханафиты считали, что для этого нужно владеть нисабом любого имущества, которое облагается закятом, будь то золото, серебро, деньги, домашний скот или товары, предназначенные для торговли. То есть, например, если у человека достаточно денег для приобретения 200 дирхемов серебра (595 граммов серебра 999 пробы), то ему следует платить фитру.

Есть разногласия и по поводу того, должен ли глава семьи платить закят аль-фитр за взрослых членов своей семьи, если они живут вместе с ним. По мнению ханафитов, человек платит фитру за себя и за тех, кто находится у него на попечении и не распоряжается средствами самостоятельно, а это могут быть несовершеннолетние дети или слабоумные взрослые. Что же касается родителей, жены, взрослых детей и других родственников, которые живут вместе с ним, то им следует платить фитру самостоятельно, то есть из своего имущества. Аргументом в данном случае служит то, что глава семьи не может распоряжаться их имуществом без их разрешения [Бахр раик 2/272].

Шафииты и ханбалиты в целом считают, что глава семьи платит фитру и за себя, и за всех, кого он обязан материально обеспечивать из числа мусульман, независимо от их возраста [Маджму 6/107, Фуру 4/216]. Это относится, в частности, к жёнам и детям, а также к родителям, если они бедны и нуждаются в материальной помощи, к разведённым женам во время идды и слугам, если они не получают фиксированной платы. Если же слуги получают фиксированную зарплату, то они находятся на положении наёмных работников и глава семьи не платит фитру за них. Если сирота не имеет собственных средств, то его попечитель платит закят аль-фитр за него, а если у сироты есть средства, то попечитель выплачивает фитру из них.

Несмотря на некоторые разногласия, большинство законоведов согласны, что фитра не выплачивается за ещё не рождённого ребёнка [Фатава хиндия 1/192, Маджму 6/105, Кашшаф аль-кина 2/249]. Даже если роды уже начались, но ребёнок ещё не появился на свет полностью, платить за него фитру необязательно. Если же ребёнок родился до заката солнца в последний день рамадана, то за него следует выплатить фитру. Тем не менее Усман ибн Аффан платил фитру плод в утробе матери, и если кто-либо поступает так же, то это засчитывается ему как добровольная милостыня [Мугни 4/316]. А Аллах знает лучше.