Закят с наличных денег, золота и серебра выплачивается тогда, когда человек владел ими в течение целого года. Передают со слов Али б. Абу Талиба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у тебя есть двести серебряных дирхемов, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них пять дирхемов. И ты не обязан выплачивать закят, если у тебя золота меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Однако закят не выплачивается с имущества, которым человек не владел в течение целого года». Этот хадис передал Абу Давуд, но некоторые знатоки хадисов считали его словами самого Али б. Абу Талиба. В любом случае, он имеет юридическую силу, потому что по таким вопросам сподвижники не выносили самостоятельных суждений.
Однако с некоторых видов имущества закят взимается не по прошествии года. К ним относится, в частности, прибыль от торговли. Поэтому, если коммерсант регулярно выплачивает закят в рамадане, а в шаввале он в результате выгодной торговой сделки заработал крупную сумму денег, то в рамадане он должен выплатить закят и с этой суммы. Причина этого в том, что шариат связывает прибыль с основным капиталом, и если человек владел основным капиталом в течение года, то он должен выплачивать закят с полученной прибыли.
Но следует знать, что это не распространяется на другие формы заработка. Например, если человек выполнил сдельную работу в шаввале и заработал крупную сумму денег, то в рамадане он не обязан выплачивать закят с этой суммы, потому что он не владел ею в течение года. В таких случаях нужно быть внимательным и не просрочить выплату закята через год. А лучше всего об этом известно Аллаху.