Хорошо известно, что арабы до ислама имели традиции и обычаи, среди которых были хорошие и плохие. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, признал многие обычаи арабов не противоречащими исламу и соблюдал их. Некоторые из них стали частью Шариата (например, обрезание крайней плоти, купание после половой близости, почитание священных месяцев, предоставление покровительства по требованию, многие правила ведения торговли и т. п.), другие остались просто обычаями (ношение чалмы, обычай есть рукой и сидя на полу и т. п.). Если в священных текстах есть приказ совершать то или иное действие, то оно уже является частью Шариата, даже если его можно расценивать как обычай арабов. Что касается арабских традиций, которые противоречили принципу единобожия или нормам Шариата, то они были запрещены, как, например, вера в дурные приметы, закапывание новорожденных девочек, временный брак, майсир, ростовщичество и т. д.
Большинство законоведов, особенно ханафиты и маликиты, относят обычаи мусульман, не противоречащие Шариату, к источникам права. Основанием для этого служат, например, слова Всевышнего: "А тот, у кого родился ребёнок, должен обеспечивать пропитание и одежду матери на разумных условиях" (сура 2 "Корова", аят 233), т. е. в соответствии с обычаями. Сюда же можно отнести слова пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он позволил Хинд бинт Утбе брать деньги мужа без его разрешения: "Бери столько, сколько необходимо для тебя и твоего сына, на разумных условиях" (аль-Бухари и Муслим).
Обычаи и традиции, которые распространились в той или иной стране или среди того или иного народа, в законоведении называют урф. Это могут быть определенные нормы поведения или речи. Урф не распространяется на убеждения или обряды поклонения, потому что в этих вопросах мы опираемся исключительно на откровение от Аллаха. Но в том, что касается взаимоотношений (муамалат), обычаи принимаются во внимание. Естественно, если они не противоречат Шариату, не разрешают того, что запретил Аллах, и не запрещают то, что разрешил Аллах. Потому и получается, что в одном регионе махр принято выплачивать полностью до свадьбы, а в другом значительную часть махра оставляют на потом. В одной стране мусульмане едят змей или моллюсков, а в другой нет. Где-то девушек выдают замуж рано, а где-то позже. Где-то принято, чтобы услуги торгового посредника оплачивали покупатели, а где-то - продавцы. Это не значит, что одни поступают правильно, а другие нет. Если обычаи не выходят за рамки дозволенного, то в них нет ничего предосудительного и соблюдение их считается проявлением благонравия.
Местные обычаи, не противоречащие Шариату, принимаются в расчет при рассмотрении гражданских исков, если нет ясных текстов на этот счет и если стороны заранее не обговорили спорный момент. Например, если в городе принято давать половину махра перед свадьбой, а половину спустя некоторое время и стороны не обговорили этот вопрос при заключении брака, а перед свадьбой невеста требует выплатить махр полностью, то с учетом местных обычаев вопрос будет решен в пользу жениха. Поэтому от кадия требуется знание обычаев и традиций той местности, где он занимает эту должность. А Аллах знает лучше!