Из Пречистой Сунны известно, что желательно проявлять умеренность в еде и питье. Имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и ал-Хаким передали со слов ал-Микдама ибн Ма‘дикариба, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек не заполнял худшего сосуда, чем его желудок. Потомку Адама достаточно нескольких кусочков, которые поддержат его спину, но если он непременно станет есть, то треть предназначена для еды, треть — для жидкости, а треть — для воздуха». Ал-Албани назвал хадис достоверным.
Умеренность в еде помогает человеку сохранять бодрость, вести здоровый образ жизни, приносит ему пользу не только в этом мире, но и в последней жизни. Имам ас-Сан‘ани подчеркнул, что голод очищает сердце, обостряет ум и проницательность, а сытость делает человека глупее и ослепляет его сердце. Кроме того, голод помогает воздерживаться от соблазнов, потому что страсть и соблазны усиливаются, когда человек сыт и доволен. Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» передал со слов Салмана ал-Фариси, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди, которые чаще всех насыщались в этом мире, будут дольше всех голодать в последней жизни». Шейх ал-Албани назвал хадис хорошим.
Известно, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, обучал мусульман принимать пищу в таком положении, в котором им легче всего насытиться, довольствуясь минимальным количеством еды. Ахмад, ал-Бухари, ат-Тирмизи, Абу Давуд и Ибн Маджа передали со слов Абу Джухайфы, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не ем прислонившись». Глагол «иттакаа» означает «опираться», «прислоняться». Комментаторы высказывали мнения, что сидеть прислонившись означает сидеть в любой удобной позе, облокачиваться на бок, опираться на левую руку.
Ал-Хаттаби считал, что во время приёма пищи нежелательно сидеть, опираясь на ягодицы. Он сказал: «Смысл хадиса таков: во время еды я не сажусь, опираясь на ягодицы, потому что так поступает тот, кто ест много. Я же ем столько, сколько мне достаточно, и поэтому сажусь так, чтобы быть наготове». Ибн ал-Каййим в книге «Зад ал-ма‘ад» писал, что опираться означает лежать на боку, опираясь на руку; сидеть, опираясь на одну руку; или сидеть, скрестив ноги. Он считал, что есть в любом из этих трёх положений нежелательно. Ибн Хаджар, подробно рассмотрев данный вопрос, пришёл к заключению, что принимать пищу желательно либо сидя на обеих коленях, либо сидя на левой ноге и подняв колено правой ноги.
Ещё одна причина, по которой нежелательно есть прислонившись или облокотившись, состоит в том, что так поступают высокомерные и заносчивые. Ибн Маджа и ат-Табарани передали со слов ‘Абдаллаха ибн Бусра, что Пророка, мир ему и благословение Аллаха, угостили бараниной, и он сел на колени, чтобы поесть. Тут какой-то бедуин сказал ему: «Что это за манера сидеть?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Поистине, Аллах сделал меня великодушным рабом, а не упорствующим тираном». Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим.
Запрет на употребление пищи прислонившись или облокотившись не является категорическим. Среди ранних мусульман было немало тех, кто разрешал поступать так. Ибн Абу Шайба привёл сообщения о том, что Ибн ‘Аббас, Халид ибн ал-Валид, ‘Убайда ас-Салмани, Мухаммад ибн Сирин, ‘Ата ибн Йасар и аз-Зухри считали это дозволенным. А лучше всего об этом известно Аллаху. [Ибн Хаджар. Фатх ал-Бари. Т. 9. С. 669-671; Ибн Муфлих. Ал-Адаб аш-шар‘иййа. Т. 2. С. 262-264; Ибн ал-Каййим. Зад ал-ма‘ад. Т. 1. С. 142-143; ас-Сан‘ани. Субул ас-салам. Т. 4. С. 278-279.]