Кунья – это прозвище, которое арабы дают человеку, чтобы выразить ему почтение, и которое начинается со слов Абу (отец) или Умм (мать). В одних случаях кунья содержит похвальное качество (например, Абу ал-Хайр, Абу ал-Баракат), в других случаях — имя ребенка (например, Абу ‘Абдаллах, Абу Мухаммад). Обычно арабы дают кунью по имени старшего из сыновей, но нет ничего предосудительного в кунье по имени другого ребенка или дочери. В отдельной главе своего «Азкара» имам ан-Навави собрал куньи тех сподвижников и табиев, которые были известны по куньям, связанным с именами их дочерей. В частности, халиф ‘Усман ибн Аффан был известен как Абу Лайла (одна их его куней), ‘Уваймир ибн Малик — как Абу ад-Дарда, Сахл ибн Хунайф — как Абу Умама и т. д. [См.: Навави. Ал-Азкар мин калам саййид ал-абрар. Бейрут: Дар ал-минхадж, 1425/2005. С. 481-482.]

В отличие куньи, обычное прозвище (лакаб) может быть не только похвальным, но и обидным и оскорбительным. Поэтому улемы разошлись во мнениях относительно дозволенности называть по кунье неверующих или людей, которые распространяют ересь или открыто совершают тяжкие грехи. Некоторые улемы разрешали поступать так с намерением смягчить сердце того человека или добиться от него желаемого. Другие допускали это, если такие люди известны только по кунье. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Усамы ибн Зайда о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал лицемера ‘Абдаллаха ибн Убаййа по кунье Абу Хубаб. Ибн Хаджар в «Фатх» (10/726) относит это к тем случаям, когда целью было смягчение сердец. Хорошо известно, что дядя пророка, мир ему и благословение Аллаха, был известен по кунье Абу Талиб. Что касается прозвища Абу Лахаб, которым в Коране назван ‘Абд ал-‘Узза ибн ‘Абд ал-Мутталиб, то его правильнее отнести к обычным прозвищам, так как курайшиты почтительно называли его не Абу Лахаб, а Абу ‘Утба.

Что касается обращения по кунье к ребенку или взрослому, у которого нет детей, то в этом нет ничего плохого, и такое было распространено среди арабов. В «Сахихах» ал-Бухари и Муслима приводится хадис Анаса ибн Малика о том, что у него был маленький брат, которого звали Абу ‘Умайр, и даже пророк, мир ему и благословение Аллаха, называл его так. [См.: Навави. Шарх Муслим. Т. 7. С. 382-383; Навави. Азкар. С. 478; Ибн Хаджар. Фатх. Т. 10. С. 713-719.] Мать правоверных ‘Аиша не имела детей и как-то раз сказала посланнику, мир ему и благословение Аллаха, что у всех его жен есть куньи, кроме нее. Тогда он сказал: «Пусть тебя называют по имени твоего племянника ‘Абдаллаха. Ты Умм ‘Абдаллах». [Этот хадис передал Ахмад, и ал-Албани назвал его достоверным. См.: Албани. Силсила ал-ахадис ас-сахиха. Т. 1. С. 255-256.]

Ибн ‘Абидин в «Радд ал-мухтар» пишет, что некоторые считали нежелательным давать куньи детям или называть их такими именами, как Абу Бакр, но большинство улемов разрешали поступать так, потому что люди дают детям такие имена в надежде на хорошее. Иными словами, они словно надеются на то, что ребенок доживет до тех лет, когда у него самого родятся дети. Мы же считаем, что при наличии достоверных хадисов, позволяющих давать детям кунью и называть их такими именами, запрещать это, опираясь на логические суждения, неправильно. А Аллах знает лучше!