Из достоверных хадисов известно, что Пророк пил и сидя, и стоя. Ал-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали слова Ибн ‘Аббаса: «Я подал Пророку [воду из источника] Замзам, и он выпил стоя».
Ахмад, ал-Бухари и ан-Насаи передали со слов ан-Наззала ибн Сабры: «Когда ‘Али, да будет доволен им Аллах, находился в Рахбе, ему поднесли кружку воды. Он зачерпнул воду ладонью, помыл руки, прополоскал рот и нос, потом обтер лицо, предплечья и голову, а потом отпил оттуда немного воды стоя. Затем он сказал: “Так умывается тот, кто не осквернился, и я видел, что Посланник Аллаха поступал так”».
Ахмад, ад-Дарими и др. передали со слов Анаса ибн Малика: «Однажды Пророк пришел к Умм Сулайм, а у неё висел бурдюк. Он стоя выпил из его горлышка, а потом Умм Сулайм отрезала горлышко того бурдюка». Ал-Албани сообщил, что один из передатчиков хадиса был неизвестен, но сам хадис достоверен благодаря усиливающим его сообщениям.
Однако в ряде достоверных преданий встречается запрет на питьё стоя. Муслим передал со слов Анаса ибн Малика, что Пророк запретил пить стоя. Он же передал со слов Абу Хурайры, что Посланник сказал: «Пусть никто из вас не пьёт стоя, а кто забудет, пусть вырвет».
Ахмад, ‘Абд ар-Раззак в «Мусаннафе» и Ибн Хиббан в «Сахихе» передали со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы пьющий стоя знал, что происходит в его животе, он вырвал бы». В иснаде этого сообщения есть неназванный рассказчик, но оно подтверждается похожим хадисом, переданным ат-Тахави в «Мушкил ал-асар».
Ахмад, ад-Дарими, ат-Тахави и ал-Баззар передали со слов Абу Хурайры, что Пророк увидел мужчину, пившего стоя. Он сказал: «Прекрати!» Тот спросил: «Почему?» Тогда Пророк сказал: «Понравилось бы тебе, если бы вместе с тобой выпил кот?» Мужчина ответил: «Нет». Он сказал: «Поистине, с тобой выпил тот, кто хуже кота, — шайтан». Ал-Албани назвал оба хадиса достоверными .
Некоторые богословы, и в их числе имам ат-Тахави и Ибн Хазм, считали, что пить стоя категорически запрещено. Шейх ал-Албани тоже отдал предпочтение этому суждению, полагая, что повеление вызвать рвоту и упоминание о шайтане плохо совмещаются с тем, что пить стоя нежелательно. Он сказал: «Вызывание рвоты представляет большую трудность для человека, и мне неизвестно, чтобы шариат предписывал возмещать невыполнение желательного поступка таким образом! Слова “с тобой выпил шайтан” также содержат суровое предостережение от такого поступка. Не думаю, что такое говорят тому, кто не выполнил желательное действие. Между тем хадисы о том, что Пророк пил стоя, можно объяснить наличием уважительной причины, например, нехваткой места или тем, что бурдюк был подвешен». Большинство учёных, напротив, считало, что пить стоя нежелательно и что предписание вызвать рвоту является необязательным. Из хадисов известно, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб, ‘Усман ибн ‘Аффан и ‘Али ибн Абу Талиб пили стоя, и мать правоверных ‘Аиша тоже не видела в этом ничего плохого. Об этом сообщил Шихаб ад-Дин ал-Каррафи в «Захире». Имам ан-Навави писал, что Пророк иногда пил стоя, чтобы разъяснить некатегоричность запрета.
Что касается приёма пищи стоя, то существует мнение, что поступать так запрещено. Ахмад и Муслим передали со слов Анаса ибн Малика, что Пророк запретил пить стоя. Катада рассказывал, что они спросили Анаса: «А есть стоя?» Он ответил: «Ещё хуже и вреднее».
Однако большинство считало, что запрет Пророка распространяется только на питьё, ибо слова Анаса ибн Малика отражают его собственное мнение. Если человек стоит, жидкость, в отличие от комочков пищи, быстро покидает желудок и попадает в нижние отделы желудочно-кишечного тракта, чем затрудняет пищеварительный процесс. Кроме того, никто из улемов не говорил, что следует вырвать то, что было съедено стоя. На эти различия указал Ибн Муфлих, и они позволяют предположить, что хадисы, запрещающие пить стоя, не относятся к приёму пищи в таком положении. В любом случае, нет никаких сомнений в том, что есть и пить сидя правильнее и полезнее, а лучше всего об этом известно Аллаху.
Эльмир Кулиев
15 октября 2007 г.