Богословы разошлись во мнениях относительно того, разрешается ли пить стоя. В то же время они единодушны в том, что во всех других положениях пить разрешено. Об этом сообщил Ибн Хазм.
Причина разногласий между учеными заключается в том, что одни хадисы запрещают пить стоя, а в других сообщается, что так поступал сам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Муслим передал со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил пить стоя. Катада спросил Анаса: "А пить?" Он ответил: "Это еще хуже и сквернее". В другом хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурейры, говорится: "Пусть никто из вас не пьет стоя, а тот, кто забудет, пусть вырвет".
Передают со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел человека, пьющего стоя, и сказал: "Перестань". Тот спросил: "Почему?" Он сказал: "Понравится ли тебе, если вместе с тобой будет пить кот?" Тот сказал: "Нет". Он сказал: "Поистине, вместе с тобой пил тот, кто хуже кота". Он имел в виду сатану. Этот хадис передали Ахмад и ат-Тахави. Ибн Хаджар сказал, что среди его рассказчиков был Абу Зияд, чьего имени знатоки хадисов не знали, хотя Ибн Маин и назвал его заслуживавшим доверия.
На первый взгляд, из этих сообщений ясно следует, что пить стоя категорически запрещено. Однако такой вывод преждевременный.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, стоя выпил из ведра воду Замзам. В другом предании сообщается, что Али принесли воду. Он отпил воды и совершил омовение, а затем встал на ноги и выпил остаток воды. Потом он сказал: "Люди не любят пить стоя, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так же, как только что поступил я". Этот хадис передали Ахмад и аль-Бухари.
Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа также передали со слов Ибн Умара: "Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы ели во время ходьбы и пили стоя". Ат-Тирмизи назвал это предание достоверным.
Богословы по-разному объясняли различия между этими хадисами. Одни полагали, что позволение пить стоя было аннулировано. Другие отдавали предпочтение одним сообщениям над другими, что в шариате называется "тарджих". Третьи пытались совместить все сообщения на эту тему.
Наиболее правильным мне представляется разъяснение имама ан-Навави: "Смысл этих хадисов был неясен некоторым ученым, вследствие чего они выносили ошибочные суждения по этому вопросу. Некоторые из них даже осмелились назвать слабыми отдельные из этих хадисов. Сейчас нет необходимости распространять их ошибки, и мы укажем на правильное мнение и предостережем от заблуждения. Между этими хадисами нет противоречия, и среди них нет слабых хадисов. Дело в том, что содержащийся в них запрет указывает на то, что лучше так не поступать. А сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пил стоя, указывают на законность этого. Те, которые считают, что позволение пить стоя было аннулировано, ошибаются, потому что мы не говорим об аннулировании одного из предписаний, если можем совместить имеющиеся тексты, даже если нам известна историческая последовательность упомянутых в этих хадисах событий. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выпил стоя, чтобы разъяснить своим последователям то, что поступать так разрешено. При этом он не совершил нежелательный поступок. Известно, что иногда он совершал что-либо, чтобы разъяснить законность такого поступка, но в остальное время он совершал то, что лучше" (сокращенно).
Некоторые ученые считали, что пить стоя разрешается только в случае крайней необходимости. Этим обстоятельством они объясняли то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выпил воду Замзам стоя. Но если бы было запрещено пить стоя, то он непременно предостерег бы от этого сподвижников и присел бы перед тем, как выпить. Из хадисов известно, что, обойдя вокруг Каабы, он сумел совершить два раката. Следовательно, места для того, чтобы присесть перед питьем воды, было достаточно. Помимо этого, передают со слов Умм Сулейм – матери Анаса б. Малика: "Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел ко мне, и в доме был подвешенный бурдюк. Он отпил из него стоя, а я отрезала горло того бурдюка и храню его у себя". Этот хадис передали Ахмад и ад-Дарими. Если бы было запрещено пить стоя, то он не стал бы пить из подвешенного бурдюка, потому что в этом не было крайней необходимости.
Все сказанное подтверждается тем, что многие сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не запрещали пить стоя. Ат-Табари передал, что стоя пил Умар б. аль-Хаттаб. Малик передал, что Умар, Усман и Али пили стоя. Известно, что Саад б. Абу Ваккас и Аиша тоже не видели в этом ничего плохого. Что же касается того, что выпивший воду стоя должен вырвать, то это предписание является желательным, и кадий Ийад даже сказал, что среди известных ему ученых не было тех, кто считал это обязательным.
Таким образом, пить следует сидя, но если кто-либо выпьет стоя, то он не совершит запрещенный или нежелательный поступок. А лучше всего об этом известно Аллаху!