Приветствовать мусульман словами «мир вам» (по арабски: «ас-саламу ‘алайкум» или «саламун ‘алайкум») при встрече и расставании — крайне желательное предписание религии. Как сообщил Ибн ‘Абд ал-Барр, учёные были единодушны в том, что произносить приветствие миром первым желательно, а отвечать на приветствие обязательно. Ал-Мунави в «Файл ал-Кадир» отметил, что крайне желательно, чтобы покидающий собрание пожелал мира присутствующим там, даже если между его приветствием и прощание прошло мало времени, даже если он покидает собрание сразу. Имам ан-Навави в «Азкаре» упомянул, что некоторые богословы не разделяли этого мнения. В частности, кади Хусайн и Абу Са‘д ал-Мутавалли говорили: «Обыкновением некоторых людей стало обращение со словами приветствия к тем, с кем они собираются расстаться. Отвечать на эту мольбу желательно, но не обязательно, поскольку приветствовать следует при встрече, а не при расставании».

Однако первое мнение является правильным, и оно подтверждается хадисом Абу Хурайры о том, что Посланник Аллаха сказал: «Когда вы приходите на собрание, приветствуйте [собравшихся] миром, и когда вы встаёте, тоже приветствуйте их миром, и первое [приветствие] ничуть не важнее второго». Об этом сообщили Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим. Ал-Албани в сборнике «Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб» (2707) тоже назвал его хорошим и достоверным.

Ал-Мунзири сообщил, что в версии Разина ал-‘Абдари добавлено: «Кто желает мира людям, поднимаясь [, чтобы покинуть собрание], тот разделит с ними всё доброе, о чём они будут говорить после него». Ал-Албани не завершил исследование этого хадиса, но упомянул его наряду со слабыми в сборнике «Да‘иф ат-таргиб ва-т-тархиб» (1620). Тем не менее, смысл этой добавки подтверждается высказыванием славного сподвижника Курры ибн Ийаса ал-Музани. Ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабир» и Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» передали со слов Му‘авийи ибн Курры, что его отец сказал ему: «Сынок, если дела вынуждают тебя покинуть собрание, которое ты считаешь благим, то скажи: “Мир вам!” — и ты разделишь с ними то, что они приобретут на этом собрании».

Комментируя хадис Абу Хурайры, имам ал-Мунави пишет: «Приветствие миром [при встрече] означает, что люди обезопашены от вреда со стороны человека, пока он находится рядом с ними, а пожелание мира при прощании — сообщение о том, что они обезопашены от вреда с его стороны в его отсутствие, и первое ничуть не предпочтительнее второго».

На протяжении столетий пожелание мира при встрече и прощании прочно вошло в традиции и обычаи не только арабов, но и других мусульманских народов. Однако, как видно из сказанного выше, этот обычай неразрывно связан с исламской традицией и, несмотря на свою простоту и лёгкость, считается одним из самых достойных поступков [1].

Примечание

[1] Ан-Навави. Поминания Аллаха: Из слов господина благочестивых, да благословит его Аллах и да приветствует. Аль-Азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар / Пер. с араб., примеч. и указ. В. (Абдулла) Нирша. М.: Эжаев, 2006. С. 447-448; ат-Табарани Сулайман ибн Ахмад. Ал-Му‘джам ал-кабир. Мосул: Мактаба аз-захра, 1404/1983. Т. 19. С. 25; Абу Ну‘айм ал-Асбахани. Хилйа ал-аулийа ва табакат ал-асфийа. Бейрут: Дар ал-китаб ал-‘араби, 1405 г.х. Т. 2. С. 301; ал-Мунави ‘Абд ар-Рауф. Файд ал-кадир. Египет: Ал-Мактаба ат-тиджариййа ал-кубра, 1356 г.х. Т. 1. С. 305; ал-Албани. Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб. Эр-Рияд: Мактаба ал-ма‘ариф. 5-е издание. Т. 3. С. 20; ал-Албани. Да‘иф ат-таргиб ва-т-тархиб. Эр-Рияд: Мактаба ал-ма‘ариф. Т. 2. С. 107.