В «Сахихе» имама Муслима (1977) приводится рассказ Умм Салямы о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вы увидели новую луну в месяце зуль-хиджжа и кто-либо из вас собирается принести жертву, пусть не подстригает волосы и ногти». В другой версии говорится: «Пусть тот, кто собирается принести жертву, после новолуния в зуль-хиджже не подстригает ни волосы, ни ногти, пока не совершит приношение». В одной из версий также упоминается кожа.
На первый взгляд, из этого следует, что любой желающий принести жертву в Курбан-байрам не должен подстригать ногти, укорачивать волосы, выщипывать волосы под мышками, сбривать их на лобке или срезать огрубевшую кожу, пока не совершит приношение. Однако на этот счёт между законоведами есть разногласия.
Абу Ханифа и Малик (в одном из риваятов) считали, что подстригать ногти и совершать все перечисленные выше деяния разрешается, даже если человек собирается принести жертву, потому что на него не распространяются запреты, имеющие силу для вступивших в ихрам. Общеизвестно, что в зуль-хиджже, как и в обычное время, разрешается умащаться благовониями и вступать в близость с женой, а значит, подстригание ногтей и волос тоже не запрещено. А хадис Умм Салямы не считается убедительным доводом, потому что в некоторых его версиях эти слова приписываются самой Умм Саляме. Более того, имам ад-Даракутни собрал сразу несколько таких версий и склонился к тому мнению, что это не слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а слова его жены Умм Салямы [‘Аун аль-ма‘буд 7/346].
Имамы аш-Шафи‘и и Малик (в другом риваяте от него), а также некоторые ханбалиты считали, что подстригать ногти и совершать все остальные деяния, перечисленные в хадисе Умм Салямы, нежелательно, но не запрещено. Они ссылались на слова ‘Аиши: «Я своими руками вила верёвки для жертвенного скота посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потом он собственноручно повязывал ими шеи животных, а потом он отправил их [в Мекку] с моим отцом, и ничто из дозволенного Аллахом не было запретным для посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до того, как их приносили в жертву» (аль-Бухари 1613, Муслим 1321).
И хотя здесь речь идет о жертвенных животных, которых отсылают в Мекку, имам аш-Шафи‘и заметил, что это даже больше, чем простое намерение принести жертву в праздник. А раз так, то и запрет в хадисе Умм Салямы не категорический и подстригание ногтей и волос можно отнести к нежелательным действиям [Маджму‘ 8/362-363].
Наконец, ханбалиты, некоторые шафииты, а также имамы Абу Саур, аль-Ауза‘и, Исхак ибн Рахавайхи и др. считали, что все перечисленные в хадисе Умм Салямы деяния запрещены начиная с первой ночи зуль-хиджжи вплоть до жертвоприношения. Это относятся только к тому, кто зарезает жертвенное животное на свои средства, но не к членам его семьи и не к тем, кому доверено принести жертву от имени другого человека.
Аргументом этих улемов является хадис Умм Салямы, который мы уже обсуждали. По их мнению, отсылки к версиям, прерывающимся на Умм Саляме, не влияют на достоверность других версий, восходящих к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, потому что их передатчиками были такие имамы, как Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж и Суфьян ибн Уяйна. Наличие этих достоверных версий снимает все сомнения относительно надёжности данного сообщения [‘Аун аль-ма‘буд 7/346].
Что касается слов ‘Аиши, то, по мнению этих учёных, она имела в виду, что если посылка жертвенных животных в Мекку не означает, что человек вступает в ихрам. Если же понимать её слова в самом широком смысле, то хадис Умм Салямы всё равно конкретизирует его, то есть содержащийся в нем запрет остается в силе.
А что касается довода ханафитов, то он основан на аналогии, которая прямо противоречит хадису, а значит, неуместна. Кроме того, запрет на подстригание ногтей и волос никак не касается умащения благовониями и половой близости. Это разные вещи, и одно не вытекает из другого [Мугни 9/436-437; Найль аль-аутар 5/133].
Это последнее мнение нужно признать более сильным и безопасным, хотя богословы и не приводят убедительного объяснения этому запрету. Имам ан-Навави среди возможных объяснений называет стремление благодаря принятой жертве спастись от Ада даже кончиками ногтей и волос. Если это отсылка к распространенному преданию о том, что за каждый орган жертвенного животного Аллах освобождает от Ада один из органов того, кто приносит жертву, то это даже не хадис. Об этом ничего не сказано в дошедших до нас сводах Сунны. Другое возможное объяснение — подражание паломникам, которые в эти дни испытывают определенные трудности, но сам имам ан-Навави пишет, что это объяснение неверное, так как люди, не совершающие хадж, не отказываются от близости с женами, от благовоний или ношения обычной одежды [Маджму‘ 8/363].
Поэтому не будет ошибкой сказать, что, отказываясь от подстригания ногтей, верующий просто желает угодить Всевышнему и исполнить волю Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Но если кто-то вынужден подстричь ногти или срезать заусеницу, то он может сделать это, и если кто-либо подстриг ногти по ошибке или даже сознательно, то ему достаточно принести покаяние и не нужно совершать дополнительных искупительных действий. Между законоведами нет разногласий на этот счёт, а Аллах знает лучше.