Между законоведами нет разногласий относительно того, что муж не имеет права давать развод жене во время менструации. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (сура 65 «Развод», аят 1)
.
В «Сахихе» Муслима сообщается, что во времена Посланника, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдаллах ибн ‘Умар дал развод жене во время менструации, и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть вернёт её». Ибн ‘Умар вернул жену, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда она очистится от менструации, дай ей развод или удержи её». И он прочёл вышеупомянутый аят из суры «Развод».
Ибн Касир в своём тафсире приводит слова ‘Абдаллаха ибн Мас’уда о том, что под разводом в установленный срок подразумевается развод, когда женщина очистилась от менструации и не имела близости с мужем. В таком же смысле высказывались Ибн ‘Умар, ‘Ата, Муджахид, аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, Катада, Маймун ибн Михран, Мукатиль ибн Хайян, ‘Икрима и ад-Даххак. ‘Али ибн Абу Тальха передал, что Ибн ‘Аббас, разъясняя суть установленного для развода срока, сказал: «Не следует давать женщине развод во время менструации и если муж имел интимную близость с ней после очищения от менструации. Следует подождать, пока менструация не закончится и она очистится, и уже потом дать ей развод». Поясняя смысл этого предписания, ‘Икрима сказал: «Это для того, чтобы мужчина, давая развод, знал о беременности женщины и не давал развод, если он имел интимную близость с ней и не знает, беременна она или нет». После этого Ибн Касир пишет: «Из всего этого законоведы извлекли правила развода и разделили его на развод, соответствующий Сунне, и развод, противоречащий ей. В соответствии с Сунной развод можно давать, если женщина очистилась от менструации и после этого не имела интимной близости с мужем. Если же мужчина дал жене развод во время менструации или если вступил с ней в интимную близость после того, как она очистилась, то такой развод противоречит Сунне». [Ибн Касир. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азим. Т. 8. С. 166.]
Ибн Кудама пишет: «Что же касается запрещенного вида развода, то к нему относится развод, данный во время менструации или если муж имел близость с женой после того, как она очистилась. Улемы во всех странах и во все времена были единодушны в том, что это запрещено». [Ибн Кудама. Мугни. Т. 7. С. 364.]
Таким образом, нет сомнения в том, что разводиться во время менструации неправильно. Однако законоведы разошлись во мнениях относительно того, действителен такой развод или нет.
По мнению подавляющего большинства улемов, в том числе представителей четырёх мазхабов, такой развод действителен. [Ибн Рушд. Бидая аль-муджтахид ва нихая аль-муктасид. Т. 3. С. 87.] Имам аль-Касани пишет: «Развод, противоречащий Сунне, действителен, и это мнение большинства улемов». [Аль-Касани. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Т. 3. С. 96.]
Главный аргумент в пользу этого мнения — упомянутая выше история ‘Абдаллаха ибн ‘Умара. В одной из версий, приведённой в обоих «Сахихах», говорится о том, что этот развод был засчитан. Кроме того, в хадисе сказано: «Вели ему вернуть её» — а вернуть жену можно только после действительного развода.
Кроме того, в коранических аятах о разводе нет никаких оговорок о том, при каких обстоятельствах был дан развод. Всевышний сказал: «Разведённые женщины выжидают три менструации» (сура 2 «Корова», аят 228)
; «Развестись [и снова сойтись] можно дважды» (сура 2 «Корова», аят 229)
и др. Отсюда также следует, что развод действителен, даже если муж не выполнил условий, оговоренных в Сунне.
Иного мнения придерживались некоторые «багдадские законоведы» [Аль-Джунди, Халиль ибн Исхак. Ат-Таудих фи шарх Мухтасар Ибн аль-Хаджиб. Т. 4. С. 39] и некоторые ханбалиты, в том числе Ибн Таймийя и Ибн аль-Каййим [Аль-Мардави, ‘Али ибн Суляйман. Аль-Инсаф фи ма‘рифа ар-раджих мин аль-хиляф. Т. 8. С. 448]. Имам аль-Касани отмечает, что это мнение разделяли и шиитские законоведы.
В качестве довода они приводили слова Всевышнего: «Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в установленный срок» (сура 65 «Развод», аят 1)
. И если такова воля Всевышнего, то любое действие, идущее наперекор её, является недействительным. В достоверном хадисе сказано: «Если кто совершил поступок, который мы не велели совершать, то он будет отвергнут» (Муслим). Это подтверждается и тем, что в некоторых версиях хадиса Ибн ‘Умара говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, «не принял это во внимание» (Абу Давуд). То есть развод не был им засчитан. Что же касается сообщения о том, что развод был засчитан, то, по мнению этих улемов, данные слова были по ошибке добавлены некоторыми передатчиками. Что же касается повеления вернуть жену, то в данном случае имеется в виду лексическое значение слова «вернуть», а не значение этого слова в терминологии шариата. То есть ему было велено вернуть её домой в прямом смысле слова, а не аннулировать развод.
Однако такое истолкование имеет слабые стороны. Прежде всего, в хадисах приводятся недвусмысленные слова самого Ибн ‘Умара о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, засчитал этот развод. Утверждения о том, что эти слова были приписаны ему по ошибке не имеют под собой никаких оснований, а строить выводы на догадках и предположения недопустимо. Также неубедительным является приведённое выше истолкование глагола «вернуть», так как известно, что после первого развода женщина не покидает дом своего мужа. А значит, речь шла не о возвращении её домой, а о восстановлении отношений после действительного развода. Что же касается версии Абу Давуда, в которой сказано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не принял это во внимание, то в неё речь идёт о менструации, а не о разводе. Известно, что после объявления развода женщина обязана выждать три менструальных цикла, и только после очищения от третьей менструации она считается разведенной. В данном случае Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не принял во внимание менструацию, то есть менструальный цикл, во время которого жена Ибн ‘Умара получила развод, не был засчитан первым из трёх.
Таким образом, мнение большинства улемов представляется более сильным. Оно настолько широко распространено среди законоведов, что некоторые имамы считали его всеобщим мнением приверженцев Сунны. Ибн Кудама пишет: «Ибн аль-Мунзир и Ибн ‘Абд-аль-Барр считали, что в этом вопросе не возражает никто, кроме еретиков и заблудших» [Ибн Кудама. Мугни. Т. 7. С. 366]. Иными словами, этим учёным не было известно, чтобы кто-либо из приверженцев Сунны говорил, что развод во время менструации недействителен. Это не значит, что каждый, кто придерживается обратного, обязательно является еретиком или заблудшим, но совершенно ясно, насколько малораспространенным такое суждение было среди мусульман.
Сообщается, у имама Ахмада спросили о том, кто считает запрещённые виды развода недействительными, так как они противоречат велению Аллаха, и он сказал: «Это плохие и скверные слова». [Ибн Раджаб. Джами‘ аль-‘улюм ва-ль-хикам. Т. 1. С. 190.] Также неизвестно, чтобы этого мнения придерживался кто-либо из сподвижников или табиев, и это наводит на мысль о том, что разногласия по данному вопросу появились позже. А Аллах знает лучше.