Нет сомнения в том, что сводные брат и сестра не приходятся друг другу кровными родственниками и могут вступить в брак. Сводные сёстры не упоминаются в Коране среди тех женщин, на которых нельзя жениться, а после этого Всевышний сказал: «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая» (сура 4 «Женщины», аят 24)
.
Сводных братьев и сестёр нельзя путать с единоутробными, имеющими общую мать, и единокровными, имеющими общего отца. Сводными называют детей родителей, состоящих в браке, но не имеющих общих родителей. Они связаны друг с другом только семейными отношениями между их родителями, каждый из которых вступил в брак, имея детей от предыдущего брака. А это значит, что при определённом стечении обстоятельств между ними может установиться молочное родство. Например, если мачеха кормила грудным молоком своего пасынка до того, как ему исполнилось два года (и в данном случае установление молочного родства между сводными детьми не вызывает сомнений), или если после повторного замужества она продолжала кормить своего ребёнка грудным молоком.
Последний вопрос, однако, нуждается в дополнительном разъяснении, так как молоко матери может относиться и к первому мужу, и ко второму мужу, и к ним обоим. Если молоко относится к первому мужу (до беременности от второго мужа), то сводные дети не становятся молочными братьями и сёстрами, а значит, они могут вступить в брак. Напротив, если молоко относится ко второму мужу (после рождения ребёнка от него), то сводные дети становятся молочными братьями и сёстрами и никогда не могут пожениться друг на друге. По этому поводу между законоведами нет никаких разногласий.
А вот если принадлежность молока неизвестна, то на этот счёт есть три мнения.
Первое — молоко относится к первому мужу до тех пор, пока женщина не родит ребёнка от второго мужа. Этого мнения придерживались имамы Абу Ханифа и аш-Шафи‘и. Аль-Касани пишет: «Если мужчина развёлся с женой, у которой есть молоко из-за рождённого от него ребенка, и она по завершении ‘идды вышла замуж за другого мужчину и кормила молоком его ребенка, то следует иметь в виду следующее: если она кормила его до того, как забеременела от второго мужа, то её кормление относится к первому мужу (по всеобщему мнению улемов), так как молоко у неё появилось от первого мужа и его положение не отменяется по причине расторжения брака, как не отменяется по причине его смерти. Кроме того, если бы она выцедила молоко, а потом умерла, то это не отменило бы положение кормления от её молока. Так же и в данном случае. Если же она кормила его после того, как забеременела от второго мужа до того, как родила, то, по мнению Абу Ханифы, кормление относится к первому мужу до тех пор, пока она не родит. <…> Абу Ханифа основывался на том, что появление молока от первого мужа основано на полностью достоверном факте, так как достоверно известно, что обычно причиной появления молока являются роды. Таким образом, положение молока от первого мужа доподлинно установлено, и его невозможно аннулировать до тех пор, пока не появится другая подлинная причина, коей являются другие роды, а не беременность, ибо у беременной женщины иногда молоко появляется по причине беременности, а иногда оно не появляется до тех пор, пока она не родит. А то, что основано на достоверном знании, нельзя отменить на основании сомнения». [Аль-Касани, Абу Бакр ибн Мас‘уд. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1406/1986. Т. 5. С. 96-97.]
Ан-Навави пишет: «Согласно последнему мнению аш-Шафии, молоко относится к первому мужу. Этого мнения придерживался и Абу Ханифа, так как доподлинно известно, что молоко относится к первому мужу. Что же касается увеличения количества молока, то это может быть как по причине беременности от второго мужа, так и из-за увеличения питания самой женщины. Поэтому не следует относить молоко ко второму мужу на основании сомнения». [Ан-Навави, Яхья ибн Шараф. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб / Под ред. Мухаммада Наджиба аль-Мути‘и. Джидда: Мактаба аль-иршад, б/д. Т. 20. С. 110.]
Второе мнение — молоко относится к обоим мужьям, если кормящая женщина вышла замуж за другого мужчину и имела с ним близость. Таково мнение маликитов. Ан-Нафрави пишет: «Тому, кто вознамерился вступить в брак, разрешается жениться на дочери мачехи от другого мужа, если она не кормилась молоком своей матери после того, как последняя вышла замуж за его отца. В противном случае жениться на ней запрещено, так как она стала его молочной сестрой. <…> Жениться на ней запрещено как сыновьям мужчины, давшего развод [её матери], так и сыновьям того, на чьем попечении она находится». [Ан-Нафрави, Ахмад ибн Гунайм. Аль-Фаваких ад-Давани. Бейрут: Дар аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 32.]
Третье мнение — молоко относится к обоим мужьям, если у женщины прибавилось молоко после того, как она забеременела от второго мужа. Таково мнение ханбалитов. Аль-Бахути пишет: «Если женщина, имеющая ребёнка от предыдущего мужа, выйдет замуж и забеременеет, но у неё не прибавится молока, или если она не забеременеет, то молоко относится к первому мужу, поскольку половина молока относилась к нему, и основа в том, что оно таким и остаётся. Если же молоко увеличится после начала или в период беременности, то молоко относится к обоим мужьям». [Аль-Бахути, Мансур ибн Юнус. Кашшаф аль-кина‘ ‘ан матн аль-икна‘. Бейрут: ‘Алам аль-кутуб, 2003. Т. 8. С. 2810.]
Почти такого же мнения придерживался ученик Абу Ханифы — имам Мухаммад аш-Шайбани, считавший, что если женщина забеременела от второго мужа, то молоко относится к обоим мужьям. Аль-Касани пишет: «Мухаммад основывался на том, что первое молоко осталось, а беременность стала причиной его увеличения. Таким образом, два молока собираются в одной груди, вследствие чего и устанавливает запрет [на брак между сводными детьми]». [Аль-Касани, Абу Бакр ибн Мас‘уд. Бадаи‘ ас-санаи‘ фи тартиб аш-шараи‘. Т. 5. С. 97.]
Подводя итог сказанному, мы приходим к выводу, что если женщина закончила кормление ребёнка до повторного вступления в брак, то сводные дети не являются молочными братьями и сёстрами по всеобщему согласию законоведов. Если она продолжала кормить своего ребёнка после вступления в повторный брак, то наиболее близким к истине является мнение о том, что сводные дети не являются молочными братьями и сёстрами и могут вступать в брак между собой, если у женщины не прибавилось молоко по причине новой беременности. Если же она забеременела от второго мужа и у неё прибавилось молоко, то ребёнок, которого она продолжает кормить, становится молочным братом или сестрой для детей его отчима, а значит, они не могут пожениться. А Аллах знает лучше.