Мужу запрещается объявлять развод, когда у жены начались месячные кровотечения. Развод считается правильным в двух случаях: если жена беременна и если она очистилась от менструации, после чего супруги не вступили в половую близость. Ад-Даракутни передал со слов Ибн Аббаса: «Развод может быть четырех видов, два из которых дозволены, а два – запрещены. Мужчине разрешается объявлять развод, если его жена очистилась от менструации, после чего они не вступили в половую близость, или если она беременна. Но ему запрещено разводиться с ней, пока у нее продолжается менструация, или если они вступили в половую близость, но не знают, был зачат ребенок или нет».

Но если муж объявил развод тогда, когда у его жены продолжалась менструация, то такой развод является действительным. Этого мнения придерживалось подавляющее большинство ученых, включая четырех имамов. Поступив так, мужчина совершает грех, и поэтому он обязан вернуть жену. Этого мнения придерживались имамы Малик и Ахмад (в одном из своих высказываний).

После этого муж должен подождать до тех пор, пока его жена очистится и пока у нее начнется очередная менструация. Объявить развод он может только после того, как его жена искупается, очистившись от этой второй менструации. Этого мнения придерживались Ахмад, аш-Шафии, Абу Йусуф, Мухаммад и многие другие.

Передают, что Ибн Умар рассказывал, что он развелся со своей женой, когда у нее начались месячные кровотечения. Это произошло еще при жизни посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и поэтому Умар рассказал ему о случившемся. Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вели ему вернуть ее и удерживать около себя до тех пор, пока она не очистится и пока у нее не начнутся очередные месячные кровотечения. А когда она вновь очистится, он может по собственному усмотрению либо сохранить брак, либо развестись с ней до того, как опять вступит с ней в половую близость. Таков установленный срок, который Всевышний Аллах повелел выжидать при разводе с женами». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и др.

Следует знать, что если молодожены еще не вступили в половую близость, и муж объявил жене развод, когда у нее была менструация, то богословы единодушно полагали, что он не обязан возвращать жену, и супруги считаются разведенными. Об этом сообщил аш-Шаукани.

Таким же образом, развод засчитывается, если муж объявил его после того, как супруги уже вступили в половую близость после очищения жены от менструации. Богословы были единодушны в том, что в таком случае муж также не обязан возвращать жену, хотя он и совершает грех, разводясь не по установлению Аллаха.

В заключение хочу сказать, что доводы ученых (в том числе Ибн Теймийи и Ибн аль-Каййима), считающих, что развод во время менструации не засчитывается за один из трех разводов, представляются нам неубедительными. Прежде всего, в хадисе Ибн Умара сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал ему вернуть жену, а сделать это можно только в том случае, если развод имел место. На это указал Ибн Хаджар в книге "Фатх аль-Бари". Утверждения о том, что под возвращением жены здесь подразумевается возвращение в более широком смысле слова, весьма сомнительны.

Помимо этого, в версии ад-Даракутни сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это - первый». Заявления о том, что эти слова могли принадлежать не Пророку, мир ему и благословение Аллаха, а кому-либо из рассказчиков, тоже не имеют под собой никаких оснований. И если принять их во внимание, то таким же образом можно поставить под сомнение многие другие хадисы, что, естественно, недопустимо.

Наконец, хадис «Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут» (Муслим) тоже не является убедительным аргументом для наших оппонентов, считающих, что развод во время беременности не относится к приказам Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и потому отвергается. Дело в том, что этот хадис имеет широкий смысл, который в данном случае конкретизируется другими сообщениями о том, что такой развод принимается во внимание, несмотря на то, что объявивший его муж совершает при этом грех. А лучше всего об этом известно Аллаху.