Во многих мусульманских странах, особенно на территории бывшего Советского Союза, уже давно распространился обычай проводить свадьбы так, как это делают неверующие. На таких торжествах мужчины и женщины собираются вместе, слушают музыку и песни, танцуют и употребляют опьяняющие напитки. Эти и некоторые другие обычаи категорически запрещены в исламе, и мусульманин обязан избегать их.

Присутствие мужчин и женщин на одном собрании является искушением для каждого из них, и запрет на это вытекает из многих текстов Корана и Сунны. Всевышний сказал: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям» (аль-Ахзаб, 59);

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы…» (ан-Нур, 30-31).

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Укбы б. Амира, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Остерегайтесь входить к женщинам". Его спросили: "А разрешается ли это деверю (брату мужа)?" Он сказал: "Деверь – это смерть!"

Они же передали со слов Усамы, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Самым опасным искушением для мужчин, которое остается после меня, являются женщины". Этот же хадис приводится в сборниках Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи.

Запрет на музыку и пение также ниспослан в текстах Корана и Сунны, хотя для женщин сделано исключение в праздничные дни и во время свадебных вечеров. Всевышний сказал: «Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания» (Лукман, 6).

По мнению ранних комментаторов, под потешными речами здесь подразумеваются музыка и пение. Ибн Масуд сказал: «Клянусь Аллахом, это – пение». Это мнение разделяли Ибн Аббас, Джабир, Икрима, Саид б. Джубейр, Муджахид, Макхул, Амр б. Шуейб, Али б. Бузейма. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Это – пение и музыка».

Всевышний Аллах сказал дьяволу: «Возбуждай своим голосом, кого сможешь…» (аль-Исра, 64). Муджахид сказал, что под голосом сатаны здесь подразумеваются потешные речи и пение. Ибн Аббас и Катада сказали, что здесь имеется в виду все, посредством чего призывают к ослушанию Аллаха.

Передают, что Сахль б. Саад рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Перед наступлением Конца света участятся провалы, падения и уродства". Его спросили: "О посланник Аллаха! Когда же все это произойдет?" Он ответил: "Когда будет много музыкальных инструментов и певиц, и люди сочтут дозволенным употребление вина". Этот хадис передал Ибн Маджа, и аль-Албани назвал его достоверным.

Однако в праздничные дни и во время свадебных торжеств женщинам разрешается играть на тамбурине и петь песни, не содержащие греховных выражений или призыва к запрещенным делам.

Передают со слов Мухаммада б. Хатиба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Граница между дозволенным и запрещенным – это тамбурин и пение при бракосочетании". Этот хадис передали ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и аль-Албани назвал его хорошим.

Из целого ряда сообщений на эту тему известно, что упомянутое исключение сделано только для женщин и только в дни свадеб и праздников. В то же время им запрещено играть на других музыкальных инструментах, распевать песни, склоняющие к грехам или размышлениям о них, а также повышать при этом голос так, чтобы их пение доходило до мужчин. Но, даже соблюдая перечисленные правила, женщины не должны подолгу предаваться таким развлечениям, и это мнение высказывали многие праведные предшественники. Известный богослов шафиитского толка Ибн Хаджар аль-Аскалани писал: "В принципе, нужно сторониться любых развлечений и потех, ограничиваясь только тем, что дозволено в священных текстах. При этом нужно соблюдать все временные и качественные ограничения, чтобы как можно меньше отклоняться от основополагающего запрета".

Особое внимание нужно уделить и вопросу танцев. Совершенно очевидно, что танцевать в присутствии мужчин женщинам категорически запрещено. Если же они танцуют перед другими женщинами, то им следует остерегаться некоторых дурных последствий такого поступка. Во-первых, во время танцев женщины нередко обнажают те части тела, которые следует скрывать даже от взоров других женщин. Муслим передал со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Пусть мужчины не смотрят на аурат других мужчин, и женщины не смотрят на аурат других женщин. И пусть мужчины не прикасаются друг к другу, когда они находятся в одной рубахе, и женщины не прикасаются друг к другу, когда они находятся в одной рубахе".

Во-вторых, некоторые танцы, особенно современные, являются явным уподоблением неверующим, и мусульманки обязаны избегать этого. Абу Давуд передал со слов Ибн Умара, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если кто-либо уподобляется другому народу, он и сам является одним из них". Аль-Албани назвал этот хадис достоверным.

В-третьих, во время танцев женщины и девушки выставляют напоказ некоторые из своих красот, и в этот момент завистливые женщины могут их сглазить. Опасность сглаза в такие моменты возрастает, потому что человек, предаваясь развлечениям, как правило, забывает об Аллахе. Поэтому благоразумным женщинам лучше избегать танцев даже в обществе других мусульманок.

Безусловно, одним из самых тяжких грехов, которые невежественные люди совершают на свадебных пиршествах, является употребление опьяняющих напитков. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете» (аль-Маида, 90). Употребление вина и других алкогольных напитков навлекает на человека проклятие Аллаха, и по этому поводу есть множество достоверных хадисов. Поэтому верующему категорически запрещено присутствовать на собрании, в котором распиваются такие напитки.

Мы перечислили лишь некоторые из грехов, которых следует избегать во время свадебных торжеств. Вступая в брак, человек закладывает фундамент своей будущей семейной жизни, и если этот фундамент не соответствует требованиям Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, то впоследствии эту семью подстерегают большие опасности в наказание за совершенный грех.

Верующий не должен обольщаться мирским благополучием многих неверующих, поскольку, по установлению Всевышнего Аллаха, мусульмане искупают многие из своих грехов в этом мире. Передают со слов Абу Мусы аль-Ашари, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Мои последователи будут помилованы. Они не будут наказаны в будущей жизни, но наказание постигнет их в этом мире. Это будут убийства, беспокойства и землетрясения". Этот хадис передал Ахмад, и аль-Албани назвал его достоверным.

Неверующие же наслаждаются земными благами только потому, что эти блага ничего не стоят перед Аллахом. Он вводит их в заблуждение и приумножает их нечестие, чтобы они вкусили еще более мучительные страдания после смерти. Всевышний сказал: «Оставь же Меня с теми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечем их так, что они даже не осознают этого» (аль-Калам, 44). Имам Ахмад передал со слов Укбы б. Амира, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Если ты видишь, что Аллах одаряет раба в этом мире тем, что ему любо, а тот продолжает грешить, то Он завлекает его". Аль-Албани назвал этот хадис достоверным, и здесь имеется в виду, что Аллах прельщает этого грешниками благами, чтобы завлечь его в самые низы Преисподней.

Поэтому молодые мусульмане должны остерегаться ослушания Всевышнего Господа и проводить свадьбу так, чтобы снискать Его довольство и заслужить Его милость, даже если родители велят им поступить иначе. Нельзя повиноваться творениям, нарушая приказы Всемогущего Творца, тем более что подобное повиновение чревато тяжкими последствиями для веры и мирского благополучия самого человека. Однако при этом верующий не имеет право грубить или проявлять какое-либо неуважение по отношению к своим родителям, поскольку это – еще более тяжкий грех.

Всевышний сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (аль-Исра, 23).

В нашем обществе верующие должны помнить, что их родители были воспитаны на иных ценностях, и многие из них долгие годы мечтали о том, как они сыграют своим детям "веселую" свадьбу с музыкой. Поэтому нужно набраться терпения и постепенно разъяснять родителям, какое наказание может постичь раба за неповиновение Аллаха и почему мы должны выполнять эти и другие предписания религии. Это – часть того испытания, которые выпало на долю молодого поколения верующих, и они должны стойко преодолевать эти трудности и благодарить Господа за оказанную им милость. А помочь в этом может только Сам Всемогущий Господь!