Если замужняя женщина имеет уважительную причину для расторжения брака, например, если она опасается за свою веру и набожность в силу того, что ее супруг является членом еретической секты или совершает тяжкие грехи, не прислушиваясь к наставлениям, то она имеет права потребовать у него развода. Она имеет на это право и в том случае, если питает отвращение к нему из-за его отвратительной внешности, или грубого обращения с ней, или неспособности выполнять свои супружеские обязанности, в том случае, если она опасается, что одна из перечисленных выше причин может побудить ее к неповиновению мужу. В случае, если он отказывается развестись с ней, она имеет права добиться от него расторжения брака, вернув ему брачный дар и подарки и т.п., которые она получила от него (на основе соглашения между ними). При этом выплаты подобной материальной компенсации для расторжения брака недостаточно, и обязательно, чтобы муж сам объявил о его расторжении. Следует помнить, что богословы считали недостойным поступок мужчины, который при таких обстоятельствах требует от жены больше того, что он дал ей сам.
Из хадисов известно, что первый случай подобного расторжения брака произошел с женой сподвижника по имени Сабит б. Кейс. Аль-Бухари передал со слов Ибн ‘Аббаса, что однажды жена Сабита б. Кейса пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О Посланник Аллаха! У Сабита б. Кейса трудно найти недостатки, касающиеся его благонравия или набожности, но я не хочу оказаться неблагодарной женой». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил ее: «Ты вернешь ему сад?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Получай обратно свой сад и дай ей развод».
Хотя в этой версии сообщается, что супруга Сабита не имела претензий к его праведности, из версии ат-Тирмизи, переданной со слов ар-Рабиа б. Муаввиза, подчеркивается, что он обращался с ней грубо и даже сломал ей руку.
Отведенный для расторжения брака срок в этом случае составляет один менструальный цикл. В версии Абу Давуда и ат-Тирмизи сообщается, что жена Сабита б. Кейса выкупила у него развод, а посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел ей выждать один менструальный цикл. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим.
Расторгать брак таким образом разрешается как во время менструации, так и в другое время, потому что этот процесс отличается от развода. Подтверждается это тем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не спросил жену Сабита б. Кейса о ее состоянии. Богословы приводили разные объяснения этому предписанию, и все они сводятся к тому, что если женщина сама желает расторжения брака, то в ее интересах поскорее покинуть дом мужа.
Большинство ученых считали, что при расторжении брака за подобный денежный выкуп не обязательно обращаться к кадию или главе мусульманской общины. Этого мнения придерживались Умар б. аль-Хаттаб, Усман б. Аффан, Шурейх, аз-Зухри, Малик, аш-Шафии, Исхак и др. Но если муж отказывается расторгнуть брак, приняв от своей жены подаренное ей имущество, то она имеет право обратиться к кадию для того, чтобы тот самостоятельно расторг их брак. Кадий, рассмотрев дело, может принять решение о расторжении брака без выплаты женой материальной компенсации мужу (например, если он причиняет жене страдания и т. п.) или с такой выплатой. А Аллах знает лучше.