Брак считается недействительным, если он был заключён без согласия опекуна невесты и не в присутствии двух свидетелей – совершеннолетних мусульман, находящихся в здравом уме [1]. Имам ал-Байхаки передал со слов ‘Имрана ибн ал-Хусайна и ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Бракосочетание недействительно без опекуна и двух справедливых свидетелей». Ал-Албани назвал хадис достоверным.

Если мужчина и женщина вступили в брак без согласия опекуна или не в присутствии двух свидетелей, отвечающих вышеназванным требованиям, то брак считается неправильным (никах фасид). В этом случае они должны либо вступить в законный брак, либо расстаться. Ибн Кудама пишет: «Если женщина вступила в неправильный брак, она не может выйти замуж за другого мужчину, пока ей не дадут развод либо пока их брак не будет расторгнут. Если мужчина отказывается дать ей развод, судья расторгает их брак. Об этом сказал Ахмад».

Аш-Шафи‘и считал, что такой брак нельзя считать состоявшимся, и потому нет необходимости ни в его расторжении, ни в разводе. Но мнение ханбалитских учёных представляется более правильным, поскольку расставание лиц, вступивших в такой брак, должно быть очевидным. Это необходимо для того, чтобы мужчина больше не имел оснований считать женщину своей женой.

Если лица, вступившие в неправильный брак, имели половую близость, то женщина имеет право на брачный дар (махр). Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Если женщина вышла замуж без разрешения своего опекуна, то её брак считается недействительным, и если муж уже уединился с ней, то она должна оставить себе махр за то, что он имел с ней половую близость». Абу Ханифа считал, что в данном случае женщина должна получить махр меньше того, который был оговорен заранее, а если он не был оговорен, то меньше того, который в её стране выплачивается женщинам её положения и происхождения.

Богословы ханбалитского и шафиитского толков, напротив, считали, что в этом случае женщина тоже имеет право на достойный махр в полном размере, потому что в вышеуказанном хадисе нет дополнительных разъяснений по данному вопросу.

Согласно шариату, за вступление в брак без согласия опекуна или не в присутствии двух свидетелей определённое наказание (хадд) не установлено. Лишь некоторые учёные, в том числе шафиитский правовед ас-Сайрафи, полагали, что вступление в брак без согласия опекуна карается как прелюбодеяние. Однако подавляющее большинство улемов не разделяло этого мнения. Тем не менее, известно, что ‘Умар расторг брак того, кто женился без согласия опекуна, и велел высечь жениха и мужчину, который провёл бракосочетание. Об этом сообщили ад-Даракутни, ал-Байхаки в «ас-Сунан ал-Кубра» и Ибн Абу Шайба. В «Сунане» ад-Даракутни также приводятся слова аш-Ша‘би: «Никто из сподвижников Пророка не относился к браку без согласия опекуна суровее, чем ‘Али, да будет доволен им Аллах, и он высекал за это».

Следовательно, праведные халифы наказывали за вступление в брак без согласия опекуна в воспитательных целях, чтобы предотвратить нарушение прав родителей и других лиц со стороны вступающих в брак.

Следует знать, что если брак, не отвечающий двум вышеназванным условиям, был заключён до того, как супруги обратились в ислам, то после принятия ислама надобности в повторной церемонии бракосочетания нет. Известно, что Посланник Аллаха не приказывал новообращённым мусульманам повторно вступать в брак с их жёнами.

Примечание

[1] Подробнее о разногласиях между ханафитскими имамами относительно важности согласия опекуна невесты см.: Ал-Касани ‘Ала ад-Дин. Бадаи‘ ас-санаи‘. Бейрут: Дар ал-китаб ал-‘араби, 1982. Т. 2. С. 247.