Учёные единодушны в том, что если муж объявил своей жене развод в первый или во второй раз, то он имеет право восстановить брак до истечения срока ‘идда, отведённого для развода. Всевышний Аллах сказал: «Разведённые женщины должны выжидать в течение трёх менструаций. Не позволительно им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в последний день. Мужья в течение этого периода имеют больше прав вернуть их, если захотят примирения» (ал-Бакара, 228). В зависимости от состояния женщины, продолжительность ‘идда различается, и по его истечении мужчина и женщина считаются окончательно разведёнными.

Учёные единодушны в том, что для восстановлении брака в течение ‘идда не нужны ни согласие опекуна женщины, ни брачный дар. Однако о восстановлении брака следует оповестить двух справедливых мусульман, так как Всевышний сказал: «Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (ат-Талак, 2). Имам аш-Шафи‘и считал присутствие двух свидетелей обязательным, Абу Ханифа и Малик — желательным.

Абу Давуд передал, что ‘Имрана ибн Хусайна спросили о мужчине, который развёлся с женой, а потом вступил с ней в близость, не приведя свидетелей ни на развод, ни на восстановление брака. Он сказал: «Ты развёлся не по сунне и восстановил брак не по сунне. Приводи свидетелей и на развод, и на восстановление брака, и больше так не делай». В версии Ибн Маджи нет последней фразы, а в версии ал-Байхаки и ат-Табарани добавлено: «…и попроси прощения у Аллаха». Ибн Хаджар назвал иснад достоверным до ‘Имрана ибн Хусайна.

Между улемами нет никаких разногласий относительно дозволенности восстановления брака словом. Для этого достаточно сказать: «раджа‘туки», «иртаджа‘туки», «амсактуки», «рададтуки». Эти выражения, взятые из соответствующих коранических аятов и хадисов Посланника, означают возвращение жены и восстановление брака.

Относительно восстановления брака после поступков (поцелуй, прикосновение, половая близость и т.п.) существуют разногласия. Так, имам аш-Шафи‘и считал, что никакие поступки, даже половая близость, не являются восстановлением брака, если об этом не было заявлено вслух. Как передал Ибн ал-Мунзир, это мнение разделяли Абу Саур, Джабир ибн Зайд и Абу Килаба.

Са‘ид ибн ал-Мусаййаб, ал-Хасан ал-Басри, Ибн Сирин, аз-Зухри, ‘Ата, Тавус и Суфйан ас-Саури, Абу Ханифа, ал-Ауза‘и, Ибн Абу Лайла и др. считали, что если супруги вступили в половую близость в течение ‘идда, то брак считается восстановленным. Имам Малик и Исхак ибн Рахавайх считали, что половая близость считается восстановлением брака только в том случае, если мужчина имел такое намерение, однако некоторые из последователей Малика отступили от этого мнения и говорили, что после половой близости брак восстанавливается, даже если мужчина не имел такого намерения. Этому мнению отдал предпочтение и имам аш-Шаукани, и оно представляется нам наиболее правильным, но мужчина совершает грех, если вступает в такую близость без предварительного намерения восстановить брак.

Ас-Саури и Абу Ханифа считали, что для восстановления брака в течение ‘идда достаточно поцеловать разведённую жену, прикоснуться к ней с вожделением или взглянуть на её прелести, т.е. совершить поступок, который позволителен только мужу и от которого получают удовольствие. Уединение с ней, взгляд на лицо или руки не относятся к таким поступкам, поскольку от них мужчина не получает удовлетворения (истимта‘). По мнению Ахмада поцелуи и ласки не означают восстановления брака, так как они не обязывают к выжиданию ‘идда и выплате брачного дара (махр).

Таким образом, если мужчина вознамерился вернуть жену в течение ‘идда, то желательно заявить об этом в присутствии двух справедливых мусульман. Если разведённые супруги вступили в половую близость до истечения ‘идда, то брак также считается восстановленным, но о его восстановлении всё равно следует объявить в присутствии свидетелей.

Следует знать, что оповещение жены не является условием для восстановления брака в течение ‘идда. Но если по истечении этого срока мужчина, не приводя свидетелей, заявит женщине, что он вернул её вовремя, а она откажется признать это и принесёт клятву, то окончательное слово остаётся за ней. И хотя имам Абу Ханифа не признавал клятвы при бракосочетании и восстановлении брака, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани, как и остальные имамы, признали это положение. А лучше всего об этом известно Аллаху.